severnij-forum | Дата: Пятница, 2011-02-04, 02.29.44 | Сообщение # 1 |
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
| Аркадий Звездин-Северный: Билл Хейли, Чак Берри, Луис Джорден, Луи Армстронг, Элвис Пресли и другие... Музыкальные вкусы А.Северного и его способности к пародированию. Изучая биографию Аркадия Дмитриевича Звездина-Северного, из воспоминаний ряда очевидцев - Николая Брауна, Бориса Павлинова-Тайгина, Анатолия Копрова, Виктора Смирнова и других друзей и знакомых времён его лихой студенческой юности и учёбы в Ленинградской Лесотехнической Академии ("ЛТА"), в которую он приехав из подмосковного Иваново поступил 1-го сентября 1958-го года (как раз спустя год после знаменитого 6-го Всемирного Фестиваля Молодёжи и Студентов в Москве, состоявшемся в 1957-ом и принёсшего за собой новые веяния свободомыслия и, конечно же, новую музыку), приходилось неоднократно слышать рассказы о том, что в 1961-ом году будучи студентом 3-го курса Академии Аркадий принимал довольно активное участие в работе институтской музыкальной самодеятельности и неоднократно пел в студенческом вокально-инструментальном оркестре выступая на студенческих вечерах отдыха и исполняя популярные в те годы - лёгкие джазовые композиции, а так же танцевальные рок-н-ролльные песни и номера в стиле "буги-вуги", которые Аркадий пел на "полу-ломанном" английском, но иногда и на специально заученном "один-в-один" текстовом англо-язычном оригинале - что тогда котировалось гораздо выше и приводило к настоящей "конкуренции" среди многочисленных ленинградских студенческих и прочих ансамблей (для чего специально снимались "один-в-один" (или же - "в ноль", что значило - точнее и ближе всех к песенному оригиналу) гитарные партии-соло и партии других инструментов, и тот коллектив, которому лучше всего удавалось "снять хит", имел наибольшую популярность и гарантированный успех среди отечественной советской молодёжи, достаточно длительное время считавшей, что джазовую, блюзовую или рок-музыку вообще можно и нужно исполнять только на английском языке - как самом подходящем по размеру слов и поэтических слогов, пока в 1965-ом году, к тому времени уже известный молодой московский музыкант Александр Градский вместе с легендарной группой "Славяне" (а позднее в "Скоморохах") не доказал обратное, первым в СССР начав сочинять и исполнять рок-композиции на родном русском языке). После чего начался "валовый поток" песен, сочинявшихся и исполнявшихся молодыми московскими и ленинградскими ансамблями на родном русском языке: "Скифы", "Сокол" (написавшие в 1966-ом году главный гимн советских хиппи, песню - "Солнце над нами"), "Лучшие годы", "Россияне", "Санкт-Петербург" и многие другие "пионеры советской рок-музыки". До середины 60-х годов (в пору начавшейся "оттепели") многочисленные молодёжные ансамбли, поначалу возникавшие как правило на базе ВУЗов, Техникумов, школ и училищ, занимались исключительно "филигранным копированием" и перепеванием западных танцевальных хитов, пользовавшихся огромным успехом на танцах и вечерах отдыха, среди которых более всего котировались конечно же песни из репертуара Элвиса Пресли, Чака Берри, "Битлз", "Роллинг стоунс", "Энималз", "Шедоуз", "Вэнчерс" и прочие. Так что, всем известная первая оркестровая запись Аркадия под названием "Эх, люблю блатную жизнь", записанная в 1963-ом году на квартире у Виктора Смирнова, бесспорно - является уникальной, поскольку исходя из материала, само-собой была целиком сделана на русском языке (как и записи Сержа Никольского, тоже выполненные подпольно под оркестр в конце 50-х годов на фирме Р.Богословского "Золотая собака"), тогда как вокруг все самодеятельные инструментальные бэнды тех лет (да и некоторые артисты официозной эстрады включали в свой реп-ар того времени немало иностранных песен, например Муслим Магомаев) в основном "лепили" сугубо англо-язычную музычку, включая и всем известных "Лесных братьев" покойного Николая Серафимовича Резанова (об отдельных авторах-исполнителях того времени - 1958-1962 годы, певших на русском языке под аккомпанемент гитары: Булате Окуджаве, Владимире Высоцком и остальных, речь сейчас не идёт). Конкретных и реальных очевидцев выступлений молодого Аркадия Звездина, к сожалению, до сих пор увы не нашлось и данные воспоминания знакомых певца в основном строятся на рассказах самого Аркадия Северного и его первой бывшей супруги-вдовы Валентины Сергеевны Бойцовой (по рассказам самого же Аркадия), хотя некоторые из друзей Северного будто бы припоминают, что в начале 1960-х годов, в знаменитом среди "золотой питерской молодёжи" клубе Политехнического Института имени М.И.Калинина, находившемся неподалёку от Лесотехнической Академии, в котором на совместные институтские танцевальные вечера отдыха и вечера джазовой музыки собиралась продвинутая питерская молодёжь начала 1960-х, им приходилось слышать некоего неизвестного парня-"вокалиста", очень здорово "делавшего песни под фирму" и исполнявшего забойные "рок-н-ролльчики" из репертуара Чака Берри, Билла Хейли, Луиса Джордена и Элвиса Пресли, а так же лёгкие джазовые произведения в разновидности стиля - направлении "буги-вуги", в духе Джея Макшенна, Альберта Аммонса, и песни из репертуара Луи Армстронга. Правда, никто из тогдашних ровесников-студентов Аркадия, делящихся сегодня с нами своими воспоминаниями, не может утверждать точно был ли тот самый "солист" - молодым студентом "ЛТА" Аркадием Звездиным. Хотя под гитару Аркадий в те годы как раз таки пел не блатной, а самый что ни на есть "попсовый" репертуар, популярные песни зарубежной эстрады и их "лёгкие" дворовые переделки на русский лад. Все эти записи, само-собой, так же подпольно издавались "на костях" законспирированной "фирмой" Руслана Богословского "Золотая собака" и данный репертуар был прекрасно знаком всем кто увлекался в те годы джазом, ритм-энд-блюзом, свингом, би-бопом, буги-вуги, босса-новой и рок-н-роллом, а таких в среде советской молодёжи конца 1950х начала 1960-х (до появления "Битломании" в СССР) было большинство, хотя на самом Западе и родине джаза - Америке, сам джаз, как принято говорить - "к тому времени, началу 1960-х, уже реял в зените уходящей осени и лучах былой славы". Переслушивая сегодня лучшие произведения вышеназванных исполнителей, невольно пытаешься представить, как подобные песни могли бы звучать в исполнении молодого Аркаши Звездина (если, конечно, он действительно исполнял подобный репертуар в студенческие годы, которые, в определённом смысле, могли укрепить его любовь к свободной и лёгкой музыке и развить в нём оттенки его будущего вокального дара). А исполнять эти композиции он действительно мог. Сравнивая его вокал, к примеру, с вокалом того же знаменитого Чака Берри или же Билла Хейли (о котором он не раз вспоминал в своих песнях и между-песенных диалогах) замечаешь немало общего в вокально-тембральной окраске этих певцов. Кто знает? Возможно Аркадий действительно исполнял на студенческих вечерах несколько заученных наизусть произведений из репертуара легендарных и любимых им Билла Хейли и Чака Берри, поскольку голосовое сходство Аркадия с этими певцами имеет реальную и весьма близкую похожесть, а о любви Аркадия (окромя цыганских романсов и приблатнённых стилизаций "а-ля старая Одесса") к исполнению подобной джазовой музыки - всем известно. Так же, как известно и то, что Аркадий в своих поздних записях не раз пытался исполнять песни на иностранных языках (сходу на память приходить не менее 5-ти - 7-ми подобных пробных вариантов), от английского до итальянского - словно вспоминая свою беззаботную юность, когда он реально мог петь по памяти песни на иностранном языке, но однако годы взяли своё, а остатки памяти добила водка (хотя, когда он не пил, весной 1978-го, он очень неплохо исполнил куплет на итальянском языке в композиции переделанной самодеятельным автором Владимиром Раменским - "Часто ночами" - оригинальной песне "Guarda che luna" на стихи Бруно Паллези (Bruno Pallesi) и музыку Вальтера Мальгони (Walter Malgoni) называвшейся в переводе как - "Посмотри какая луна". И ведь во время исполнения этой записи он не так сильно ошибся в словарной транскрипции (хотя и исполнил эту часть куплета на "ломанном" итальянском, спутав слова из разных куплетов, но не знавшими оригинального текста песни и итальянского языка слушателями, это всё воспринималось очень оригинально. К примеру, по воспоминаниям музыкантов "Старого Кафе" из Нарвы, Аркадий исполнял эту песню со сцены без листочка и произвёл на всех слушателей очень большое впечатление этим "итальянским куплетом" из всем известной популярнейшей песни конца 50-х-начала 60-х годов - "Guarda che luna"), на досуге можно сравнить эту часть куплета, что исполнил Аркадий в сей песне на 2-ом концерте с ансамблем п/у Б.Я.Циммера "Химик", с оригинальным текстом Бруно Палеззи. А песня эта, что небезынтересно, появилась впервые на итальянской эстраде как раз таки в 1958-59 годах и годом спустя, в 1960-61-ом стала широко известна в СССР. Быть может Аркадий помнил её по памяти ещё с тех самых институтских времён из выступлений в самодеятельности (?), ведь в этой песенке довольно несложный, с часто повторяющимися одними и теми же фразами короткий текст, крайне лёгкий для разучивания (оригинал не трудно найти в Сети). Guarda che luna Guarda che mare Da questa notte senza te dovro restare Folle d'amore Vorrei morire Mentre la luna di lassu mi sta a guardare Жаль, что история и тогдашний технический прогресс не смогли донести до нас все те опусы - "а-ля Билл Хейли, Чак Берри и т.д.", которые он скорей всего действительно мог исполнять на танцах ВУЗовских актовых залов, украшенных кумачёвыми транспарантами с лозунгами - "Учиться, учиться и учиться!" за подписью вождя мирового пролетариата (возможно пел не под оркестр, так просто под гитару в студенческих компаниях - неважно) - но, сегодня эффект от прослушивания подобного репертуара в исполнении Северного был бы просто ошеломительный! Ну, а что касается иных музыкальных вкусов Аркадия Звездина-Северного (раз уж об этом идёт разговор), то конечно же невозможно не отметить и не оценить его великолепный талант исполнения композиций в стиле "Босса-Нова", которые присутствуют в целом ряде его концертов. И ведь тоже любопытно, но самая первая песня появившаяся в этом стиле, под названием - "Довольно грустить" ("Chega de Saudade") впервые была записана и официально увидела свет всё в том же 1958-ом году, во времена студенческой молодости Аркадия и началом его плотного увлечения музыкой и саморазвития. Все эти хиты, само-собой точно так же выпускались отечественными законспирированными спекулянтами-писарями "на костях", за что безусловное им спасибо, иначе наша тогдашняя молодёжь, тянущаяся к культурным познаниям кусочками "пролезавшими" под "Железным занавесом" так и могла бы остаться "необразованной" и не разбирающейся в новых жанрах-направлениях, и была бы не знакома с мировой поп-рок-эстрадой и её новыми именами. Музыкальное направление "Босса-Нова", как принято считать широкой аудиторией - это стиль бразильской музыки, представляющий собой своеобразную смесь "прохладного" классического американского джаза с различными местными бразильскими ритмами (среди которых преобладают местечковые бразильские музыкальные стили, такие как: "байау", но в первую очередь - традиционная музыка "самба"). Как гласят музыкальные справочники, впервые "Босса-Нова" возникла в знаменитом курортном городе Рио-де-Жанейро (месте неизгладимой мечты "легендарного Остапа Бендера"), в районе многомиллионного Рио под названием Ипанема — месте обитания обеспеченных людей и бразильской элиты, и поначалу исполнялась на вечеринках и домашних концертах для образованной "продвинутой" публики. Но уже вскоре этот стиль перестал быть "музыкой для избранных" и "Босса-Нова" зазвучала в клубах, барах, арт-кафе и просто на улицах бразильских городов, где жаркими вечерами город окутывает огромная музыкальная "какофония" и где каждый второй гитараст "лабает" ничем не хуже кого-нибудь на подобии "перераскрученного" американского джазового гитариста Эл Ди Меолы (Albert Laurence Dimeola). Часто стиль "Босса-Новы" ошибочно считают "афро-бразильским изобретением" со старыми корнями, тогда как это сравнительно молодой песенный жанр, причём созданный как раз-таки преимущественно белыми музыкантами и поэтами — последователями идей "битников" и "битничества". Признанными основоположниками и отцами-основателями "Босса-Новы" на сегодняшний день считаются музыканты Жуан Жилберту, Аструд Жилберту и Антонио Карлос Жобим. Спустя всего 4 года после появления первых записей нового стиля, уже в 1962-ом песням в новых ритмах рукоплескал весь престижный нью-йоркский "Карнеги-Холл", в это же время первые грампластинки с записями "Босса-Новы" с успехом появились и в Европе, найдя здесь своих замечательных исполнителей. А к началу 1970-х этот стиль стал главной "визитной карточкой" всей бразильской музыки, и даже в наши дни, когда современные художественные вкусы значительно изменились, "Босса-Нова" не утратила своего значения международной эстрадной классики, о чём свидетельствует постоянный интерес к ней в самых разных странах, и в России в том числе. Кроме прочего, на данный момент "Босса-Нова" является одним из фундаментальных направлений (музыкальных дисциплин) школы современного джаза. Пожалуй, в этих самых перечисленных музыкальных направлениях и формировались главные вкусы и пристрастия молодого студента Аркадия Звездина, который, благодаря своему таланту, позднее смог привнести в исполняемую им музыку свой собственный творческий резонанс, плюс к этому сумев очень талантливо синтезировать российский уличный фольклор и с музыкой еврейской, а так же с целым рядом других популярных направлений и стилей возникших в 1920-е - 1930-е, а так же в конце 1950-х начале 1960-х годов прошлого века - во времена своей молодости и наибольшей отдачи в становлении своего вокального мастерства и использовании разнообразных способов вокальной импровизации солиста инструментального коллектива (от чего одни и те же песни, в разных концертах, звучат у Северного по-разному, что является одним из важных элементов притягательности его вокального таланта). И всё же стоит констатировать, что как певец, Аркадий Северный отточил своё главное вокальное мастерство и собственноручно "поставил" свой голос не в начале 70-х (с приходом его активного "периода музицирования"), а именно в начальные 1960-е годы - во времена появления новых и порой "революционных" музыкальных стилей, повлиявших на развитие всей дальнейшей музыки, и время широкого распространения самиздатовских пластинок "на рёбрах", прививавших вкус и развивавших спектр вокальных познаний юного "исполнителя-самоучки" Аркадия Звездина, в тот период, когда он вполне мог петь в оркестре студенческой самодеятельности, а так же, в то самое время - которое до сих пор так и остаётся для исследователей его творческой биографии самым большим "белым пятном". © Специально для сайта-форума "Северная Энциклопедия" |04.02.2011|. С Уважением ко Всем посетителям! Администрация "СЭ".
|
|
| |