«ПОСПЕЛИ ВИШНИ» В САДУ У ДЯДИ ГРИШИ» Автор: Дмитрий Быков
/Собеседник, №20, 2004 г./
Долгое время песня считалась «народной»: её исполняли Михаил Шуфутинский, Аркадий Северный, братья Жемчужные, и все кто ни попадя. Сейчас ее авторство установлено и зарегистрировано. Автор – Григорий Евгеньевич Гладков-Лиханский – родился в 1951 году в Никополе. После Днепропетровского медицинского окончил Полтавский кооперативный институт, получил диплом юриста. Живет и работает в Днепропетровске. Песенку эту написал в 18 лет, в 1969 году, она входила в музыкальный цикл «Сельские мотивы». Вот история её создания, изложенная Д.Быковым (со слов автора):
«Урожай черешни в 1968 году в Никополе был исключительный. На Саратовской улице, где проживали Гладковы, их соседкой была тетя Груня, у которой была любовь с дядей Гришей. Они ходили мыться семейственно, вместе, что до сих пор в обычае на юге России. Помывки происходили в бане на окраине Никополя, в районе, называвшемся почему-то "Расчеган" **. Отсутствием немолодой, но страстной пары очень соблазнительно было воспользоваться, но Гладков до сих пор клянется, что черешню (которую, для укладки в стихотворный размер, он назвал "вишней") он сроду не воровал.
Когда он спел "Сельские мотивы" своей маме, первой и наиболее доброжелательной слушательнице, она даже испугалась: "- Вот, подумают теперь, что ты с Петькой обокрал Груню... Начнутся неприятности!". А, Гриша, ответил: "- Да, ладно, мало ли Грунь на свете...". Но на всякий случай перенёс действие песни в колхоз, а соответственно колхозной сделал и баню. Впоследствии Гладков поступил в медицинский институт в Днепропетровске, а там в спортлагере затеялся КВН, еще не упраздненный. На этом КВНе он спел свои «Поспели вишни» – просто так, без особой надежды на успех, - но песня почему-то вызвала общий восторг. Ничего в ней особенного нет, а между тем во всех молодежных компаниях восьмидесятых, где я так или иначе вращался, её пели вовсю, дружно хохоча (тут видна односторонность в словах рассказчика, относящегося к более молодому поколению. С этой песней дети росли уже в семидесятых. – прим. Вадима Гасанова, который прочитал ранний вариант моей статьи и высказал ряд ценных критических замечаний).
Песню эту услышал Владимир Евдокименко, который учился в том же Мединституте на пару курсов старше. Он по вечерам поигрывал на гитаре в порядке заработка на эстраде местного ресторана "Красный коралл". "Вишни" очень быстро стали хитом в Днепропетровске. А у В.Евдокименко в свою очередь был друг Евгений Семёнов, который выезжал лабать в Магадан. Там можно было правда, в чудовищных погодных условиях - очень быстро срубить сумасшедшие деньги, пропиваемые местными золотодобытчиками в ресторанах. В Магадане их услышал Шуфутинский, лабавший в ресторане "Северный".
Хит… триумфально начал шествовать по стране и обрастать "народными" фразами и вариантами исполнений, а врач Гладков как работал себе на двух ставках - в городе и в санатории, так и продолжал тянуть эту лямку вплоть до самого последнего времени, не получая ни копейки авторских. Шуфутинский в силу известных обстоятельств перекочевал на далекий Бродвей, где продолжал воспевать "предприимчивость Григория и Петьки". Потом он вернулся и заехал в Днепропетровск, где Гладков пришел к нему за кулисы, «признаваться в авторстве». В 35-летие народного шлягера его создатель наконец-то получил авторские права.
Приведу оригинальный текст песни полностью:
1.
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
У дяди Вани поспели вишни.
А дядя Ваня с тётей Груней нынче в бане,
А мы с друзьями погулять, как будто, вышли.
Припев:
А ты, Григорий, не ругайся, а ты, Петька, не кричи,
А ты с кошелками не лезь по перед всех.
Поспели вишни, в саду у дяди Вани,
А вместо вишен, остался один смех.
2.
Ребята, главное – спокойствие, и тише,
А вдруг заметят? – Да не заметят!
А коль заметят - мы воздухом здесь дышим!
Сказал наш Петька, из сада выпав.
Припев.
3.
А ну-ка, Петька, нагни скорее ветку,
А он черешню в рубаху сыпал,
И неудачно видно Петька дёрнул ветку,
Что, вместе с вишнями с забора в садик выпал.
Припев.
4.
Пусть дядя Ваня моет спину тёте Груне,
В колхозной бане, на Расчегане.
Мы скажем дружно: "Спасибо, тётя Груня!"
"А дядя Ваня?", "И дядя Ваня!".
Припев.
** - "Расчеган" – это название района в городе Никополе; в других вариантах, малопонятный топоним заменялся словами – «на Магадане» (какая может быть в городе колхозная баня?), «на Марчекане» (пригород Магадана), «на Мичигане», «в колхозной бане, колхозной бане» и прочими. «- Только все эти "подробности" уже не я в песню дописывал, а действительно народ, который "привязывал" песню к местному колориту...».
(из интервью с Г.Гладковым-Лиханским; смотрите статью: автор Борис Крайний. "Спеют «Вишни дяди Вани» и в Крыму, и в Магадане" // Экспресс-газета, 24 Июня 2002 г.).
Дмитрий Быков .
Собеседник, №20, 2004 год