Представляем творчество известного в царской России куплетиста Сергея Сокольского Сергей Алексеевич Сокольский (настоящая фамилия Ершов) (1881 — февр. 1919, Киев) — исполнитель монологов, куплетов, песен. Отец его был цирковой артист, работал в маленьких цирках. Начинал мальчиком в ярмарочном балагане как акробат на доппель-трапеции. Работал в небольших опереточных и драматических труппах. Однажды в Киеве сыграл роль Алешки в «На дне» М. Горького в спектакле с участием В. Качалова, Н. Смирновой и других столичных артистов. В 1907-1908 под влиянием С. Сарматова (в 1912 С. посвятил ему стихотворение «Ноктюрн») начал выступать в «рваном жанре» в шантанах, на открытых сценах, позднее в театрах миниатюр. Лысый парик с остатками волос, накладной нос, грим до неузнаваемости изменяли красивые черты лица. Ирония в соединении с сочувствием придавала особую окраску его маске — «бедному Сереже». Обладал поэтическим даром, весь репертуар писал себе сам, используя разные формы: монолог в образе, сюжетную «зарисовку», куплет, песенку, балладу. Куплеты сопровождал танцем. Обширный, разнообразный репертуар скоро позволил С. выступать с «грандиозным дивертисментом» в течение полутора часов (моек. «Эрмитаж», 1913, киевский театр Соловцева 1914, петрогр. театр В. Лин, 1915-1916). Выходя к публике, которая ждала легкого развлечения, он наряду с традиционными куплетами («Барышни, бойтесь блондинов», «Спешите жить» и др.) исполнял вещи серьезного, гражданского содержания. Изменением тембровой окраски голоса, интонацией, ритмом, мимикой создавал мгновенные зарисовки своих многочисленных персонажей. Легкое грассирование не мешало абсолютной четкости дикции. Иногда выступал в сопровождении фортепиано. С началом мировой войны социальные мотивы в творчестве С. усиливаются, не отказываясь от своей маски, он как бы отстраняется от нее. Выступления начинаются большим монологом, в котором от своего лица, артиста и гражданина («рваный» костюм сменялся фраком), он разговаривал с публикой: «О, вы, пришедшие сюда, / Для смеха, шуток и забавы […] / Позвольте мне напомнить вам, / Что где-то бой кипит кровавый!» (дек. 1916, после поездки на фронт). С. воспевал мужество фронтовиков, солдатское братство (рядом русский, еврей и поляк), обрушивался на спекулянтов («Миллионерам от войны», «Шакалы», «Феклина карьера» и др.), говорил об очередях («Дают иль не дают?»), горестно сочувствовал одиноким старикам, проводившим на войну сыновей. Стихи С. 1914-1917 злободневны в высоком смысле слова, успех артиста у публики сравнивали с успехом Ф. Шаляпина и Л. Собинова. С. восторженно приветствовал Февральскую революцию, но восторженность скоро сменилась горькими раздумьями. В окт. 1917 написан большой монолог «К народам России»: «Ну, что. ж, российские сыны»
В 10-е гг. издал несколько сборников своего репертуара, вступил в О-во драматических и музыкальных писателей (1914). Много записывался на пластинки.
В феврале 1919 Cергей Сокольский был убит в Киеве бандитами.
Вещи Cергей Сокольского исполнялись многими куплетистами («Любовь не картошка» через полвека воскресла в репертуаре А. Миронова). Подражая С. и позаимствовав его псевдоним, начал свой творческий путь Н. Смирнов-Сокольский.
/по материалам интернета/
Сборник записей монологов и куплетов Сергея Сокольского, записанных фирмой "Паше-рекордс"
формат: мр3 128
01. Месье, мадам мое почтенье...
02. Народная сцена
03. Скажи мне темная монета...
04. Сон
05. Пардон, вниманье господа...
Cсылка на фонограммы: http://www.megaupload.com/?d=66IF8NA2
06. Гражданин, я не из Рима
Cсылка на фонограмму: http://www.megaupload.com/?d=ZYZKM8O0