"austrovengriny": Идея достойная и замечательная (хоть и не новая), поддерживаем всецело. Начать конечно же стоило именно с этого стихотворения - "Как хотел бы я стать Есениным", написанного возможно в первой половине 70-х годов (но может быть и гораздо раньше) и ставшей первой песней на стихи поэта, которую исполнил А.Северный в январе 1975-го года.
Около четырёх лет назад (в марте 2004-го), один из участников тогдашнего (ещё действующего) сайта "Северный Портал", Сергей Романов из Минска (ник "Imp Guerra"), поставил цель сделать интернет-сборник стихов ленинградского поэта Владимира Раменского в формате "PDF", который посвятил памяти своего лучшего друга. Тогда ему удалось собрать 29 текстов стихотворений, часть из которых, правда, позднее оказалась не принадлежащей перу автора. Были и другие ошибки (например, точное написание фамилии поэта). Но в тот период, ещё многое было не подтверждено и потому простительно. Планировалось создание вступительной статьи о поэте, его биография, печать на бумаге для бесплатного распространения и т.д., но никто особо тогда не поддержал данную идею и дальше коротких обсуждений дело не пошло... Но данное интернет-издание в "черновом" электронном варианте, под названием: Владимир Роменский - "Итоги" - Избранные стихотворения, всё-таки смогло увидеть свет (за что спасибо его создателю), и до сих пор находится в открытом доступе с возможностью скачивания и распечатки (для просмотра PDF-файла необходима программа "Adobe Reader 7.0" или нечто подобное), по ссылке:
http://www.union88.narod.ru/romensky.pdf
Со своей стороны, мы тоже попытались хоть как-то "классифицировать" его творчество, восполнить недостающий важный "пробел", а главное отдать заслуженную дань памяти народному поэту (хотя бы в интернете). В настоящее время на нашем сайте есть уже и более-менее целостная биография В.Н.Раменского, и подсчитано-установлено примерное количество его стихотворений-текстов на которые были созданы песни (более 60-ти). Очень жаль, что не предоставляется возможным доподлинно установить все тексты (не говоря уж о пунктуации, знаках препинания и т.д.), а так же все текстовые "переделки" старых "народных" песен сделанные поэтом, включая те стихи, на которые не были созданы песни (а таковых, по воспоминаниям очевидцев, тоже имелось немало). Основная проблема заключается и в хронологии написания его текстовых произведений, поскольку к сожалению, его небольшой авторский архив (тетрадь-блокнот) был только просмотрен и не был скопирован (или хотя бы сфотографирован), о чём сейчас приходиться только сожалеть, так как архив похоже утрачен (хотя этим вопросом окончательно пока никто не занимался). Однако сейчас, благодаря появившимся в последние годы сведениям, ряд наиболее известных текстов песен уже стало возможным датировать точными годами и примерными месяцами, хотя и далеко не всё. Можно конечно классифицировать хронологию исходя из времени записи того или иного концерта, но такой подход скорей всего будет не точным. По всей видимости в некоторых случаях придётся указывать примерно такие датировки: "середина 70-х годов", "конец 70х - начало 80-х" и так далее. Так же, было бы очень интересно до конца точно разобраться с текстами Раменского, которые были использованы в песнях Марии Ивановой, Аркадия Северного с "Черноморской чайкой", и уже после смерти поэта, в записях Виталия Крестовского. В своё время, творчеством Владимира Раменского пытались заниматься несколько коллекционеров (впрочем больше по факту авторских прав) и у каждого был накоплен свой определённый материал. Имеется и питерский телефон (адрес) сына поэта, Дениса Владимировича Раменского. Насколько сейчас известно, родственники и право-преемники поэтического наследия автора до сих пор не регестрировали никаких "авторских прав". Дело это хлопотное и не бесплатное, у родных же на это нет денег (да и родственников уже почти не осталось). Вообщем, "открытых" нюансов, связанных с творчеством Владимира Раменского, хватает до сих пор. А в это время небезызвестные издатели СД-дисков с песнями на стихи поэта, до сих пор так и продолжают незаслуженно писать-называть его песни - "народными", хотя само "звание" и весьма высокое, его поэтическо-текстовое песенное наследие явно заслуживает большего.
Надо заметить, что мнения на сей счёт разнятся. Некоторые коллекционеры считают, что Аркадий Северный якобы был просто "вынужден" петь песни на тексты В.Раменского только из уважения к лучшему другу, по настоянию последнего, попросту говоря "за амортизацию" его квартиры-студии... То есть, нет в них (в песнях) никакой самостоятельной творческой ценности, да и "вытянул" их мол только Аркадий (сумел качественно спеть и преподнести, благодаря исключительно своему таланту). Но тогда бы, ни С.И.Маклаков, ни покойный Н.Резанов (люди понимающие толк в хорошей песне), в последние годы не называли бы многократно поэта Раменского "талантливым, искренним, тонко-чувствующим уличную песню, автором", а подобрали бы более простые и банальные эпитеты, поминая одну лишь фамилию только как участника процесса, и уж тем более покойный Резанов-со-товарищи "Жемчужные" не стал бы трижды записывать свои новые диски, возвращаясь к полюбившимся народу песням на тексты Раменского. Песни на его тексты исполняли и многие другие певцы. Это как раз один из тех случаев, когда "народная любовь" говорит сама за себя. По мнению других слушателей, песни на тексты Раменского, являют собой одну из главных целей, которую преследовал "творческий тандем" Северный - Раменский - это создание, в конечном итоге, независимого (авторского) песенного репертуара Аркадия, для становления полноценного творческого и артистического статуса "блатного" певца А.Северного, а не постоянного "перепевания" им избитого старого репертуара, которое сейчас бы назвали словом - "ремиксы" или "Старые песни о главном" (то есть, неплохим певцом, но полностью строящим свою известность только на исполнении беспроигрышных старых популярных песен). Даже при всём "бардаке", "спонтанности" процесса и непростого характера Аркадия Северного, по воспоминаниям очевидцев и друзей, Владимир Раменский всегда очень серьёзно воспринимал их творческое сотрудничество c Cеверным, считая их "тандем" настоящей музыкальной работой, и всегда не оставлял надежды, что их песни в итоге узнают и полюбят многие, что собственно и произошло. Об этом так же говорит и тот факт, что их творческое сотрудничество (в период 1977-79 годов) не прекращалось даже тогда, когда непосредственно в Питере не записывались концерты, в то же время Аркадий продолжал исполнять и популяризировать песни на тексты Раменского с "Черноморской чайкой" в Одессе и с другими ансамблями, постоянно поддерживая связь с автором своих песен. Так что в данном музыкальном аспекте, песни Раменского спетые Северным, и их совместную работу, стоит рассматривать куда более серьёзней, нежели просто "баловство с амортизацией". У людей было настоящее стремление делать хорошую музыку и хорошие песни, а ряд произведений, на песенные тексты Владимира Раменского, стали знаковыми в творчестве А.Северного.
Подобное короткое и удачное сотрудничество было у Северного и с Рудольфом Фуксом, написавшим для него не менее двух десятков превосходных песен (кстати, их бы тоже стоило все опубликовать), но данное сотрудничество, увы, быстро и рано закончилось... У кого из них лучше получались песни, у Фукса или Раменского, это уже другой вопрос, вопрос вкуса. Но окончательной творческой целью, видится создание независимого (с точки зрения неизвестного и не избитого нового репертуара) певца Аркадия Северного, и цель эта, в целом была достигнута - многие авторские песни (Фукса и Раменского) стали поистине народными, а их главным исполнителем общепризнан Аркадий Дмитриевич Звездин-Северный.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ----- --- --------- ----
С периода 1975-го по 1980-ый годы, Владимир Николаевич Раменский написал более 60-ти песенных текстов, многие из которых стали широко-известными и получили всенародную популярность, позднее по праву войдя в "золотой" фонд советской запрещённой не подцензурной песни. Наиболее известными в исполнении А.Северного стали такие песни на тексты В.Раменского, как: "Берёзы, берёзы", "Осень Петербурга", "Последний рассвет", "Колода карт", "Господа - офицеры!", "Седина", "Годы мчатся", "О Ленинграде", "Здравствуй Невский!", "Блондинки, брюнетки, шатеночки", "В мире любят, ревнуют и лгут", "Мне не дадут звезду героя", "Двадцатый век", "Итоги", "Что-то часто мне снятся друзья", "Наркоман и пьяница", "После встряски в жизни моей...", "Я жду твоё письмо", "До тебя сотен шесть километров", "Мой добрый старый друг", "Ой, васильки, васильки", "Чёрный туман", "Видно чем-то я бога обидел", "Мой друг Серёга", "Как хотел бы я стать Есениным", "Старый мотив", "Часто ночами", "Вспоминаются годы", "Памяти брата", "Я плачу в стихах", "Судно моё в движении", "Даже берег Лазурного моря...", "Почему я грущу", "Ямщик", "Далеко-далеко журавли улетели...", и другие композиции. Настоящую широкую известность, Владимиру Раменскому принесло создание таких популярнейших "хитов", как арестанская песня "Берёзы, берёзы" и "белогвардейская" стилизация "Последний рассвет". Многие свои стихи В.Раменский посвящал друзьям и близким, а мелодии и аранжировки будущих песен в основном создавались руководителем оркестра "Братьев Жемчужных" Николаем Резановым, в репертуаре которого так же присутствовало несколько удачных песен на тексты Владимира Раменского: "Баллада о 13-ом номере", "Ленинград - Москва", "Нищета", "Пъяные глаза", "В тупике", и другие. В разные годы песни на стихи В.Н. Раменского исполняли: Аркадий Звездин-Северный, Николай Резанов и анс."Братья Жемчужные", Виталий Крестовский, Михаил Гулько, Александр Шепиевкер, Фаина Зинова, Валерий Агафонов, Михаил Звездинский, Константин Беляев, Жанна Бичевская и другие артисты.
/Из "Биографии В.Н.Раменского", опубликованной на нашем сайте/
Ссылка: http://arkasha-severnij.narod.ru/ramenskij/ramenskij.htm
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------------
С Уважением! Администрация