Империя забытого музыканта Сергей Горбенко – забытое имя талантливого, можно даже сказать, выдающегося украинского композитора, которого перепeтии Второй мировой войны навсегда изгнали с родины и заставили осесть в Германии, где он и скончался в 1966 году.
После 22 июня, когда ровно в четыре часа первые бомбы упали на тогдашнюю столицу УССР, семья Сергея Горбенко не успела эвакуироваться из Киева. Позже немцы вывезли в Германию практически всех артистов Киевского оперного театра, из которых организовали передвижной театр для выступления перед солдатами вермахта. День Великой Победы застал семью музыканта в американской зоне оккупации. Опасаясь мести «отца народов», семья Горбенко решила не возвращаться в СССР, а остаться в Германии. Позже при помощи американских оккупационных властей дирижеру и композитору была предоставлена возможность создать ставший впоследствии необычайно популярным музыкальный коллектив Хор черноморских казаков, права на название и репертуар которого после войны волей случая перепали одному из учеников Горбенко болгарину Петру Орлоффу. Хор черноморских казаков исполнял не только казачьи песни, но и русские народные, и романсы. Любопытно, что знаменитый «немецкий русский» Иван Реброфф начинал свой творческий путь именно в этом коллективе.
История творчества Хора черноморских казаков без преувеличения можно назвать легендарной. Ею, также как и наследием Сергея Горбенко, несколько лет назад решил всерьез заняться берлинский музыкант, уроженец Днепропетровска Стас Варшавский, организовавший под этот проект музыкальный ансамбль «Империя». Об этом интереснейшем проекте он рассказал нашему корреспонденту.
– Станислав, как и почему вы заинтересовались историей Сергея Горбенко?
– Это произошло очень неожиданно. Мой друг берлинский музыкант Александр Гутман, работая в Гамбурге, познакомился с очень интересным человеком, госпожой Татьяной Горбенко, дочерью дирижера Киевского театра оперы и балета довоенного периода, которая предложила ему очень интересный проект, посвященный памяти ее отца. Это проект мы назвали «Империя». Почему? Да потому, что в наш коллектив, в основном, входят жители бывшего СССР. А во время войны представители Третьего рейха депортировали семью Горбенко в Германию. Кстати Супруга Сергея была известной в Киеве балериной...
Нас это все очень взволновало, поскольку появилась возможность представить миру украинскую культуру середины XX века, изложенную своременным музыкальным языком. Мы нашли очень интересных музыкантов профессионалов из бывшего СССР и эстонский певец Урмас Певгонен, певица из Литвы – Вилма Ремецайте, и немецкий барабащик Михаэль Йох. С нами также работала очень интересная солистка из Львова. И странным образом в Германии нам удалось воплотили то, что должно было состояться в Украине. Я уверен, что сегодняшнюю Украину можно считать европейским государством, которое должно интегрироваться в Старый свет не только политически и экономически, но и в плане культуры. А проблема заключается в том, что на Западе украинская культура почти неизвестна.При этом,представьте, что наши исполнители до начала работы вообще не знали ни единого украинского слова. К примеру, фразу „Роспрягайте хлопци коней!” им пришлось учить несколько недель.
– Но вернемся к личности и творчеству Горбенко. Чем очаровала вас эта личность?
– Во-первых, он был очень смелым человеком, который очутился в непростом историческом водовороте, и, тем не менее, сумевший найти в себе силы продолжить работу здесь в Германии спасти кучу людей, оказавшиеся в концлагерях, – художников, музыкантов, актеров, танцоров И это была очень непросто. По сути он спасал людей от газовых камер. После окончания войны он казался в американской оккупационной зоне и советская власть требовала его выдачи.
Во-вторых, он организовал очень интересный коллектив – Хор черноморских казаков. Этот коллектив, по началу состоявший из военнопленных, был широко известен в Германии. В частности у Горбенко многому научился и известный немецкий певец Иван Реброфф. Собственно говоря, и псевдоним Иван Реброфф придумал-то Сергей Горбенко. Это очень интересный факт!
– Как и почему вы взялись за возрождение творчества Горбенко?
– Его дочь Татьяна разрешила нам пользоваться материалами своего отца. И среди них мы нашил очень интересные вещи. В частности, песни, которые пели военнопленные. Там были не только украинцы, но и русские, и белорусы и армяне. И они все пели по-украински. Здесь можно провести историческую параллель в том плане, что и в моем ансамбле также поют люди, которые не были украинцами. Как я уже упоминал, среди них эстонец, немцы, литовец, белорусы, русские. При чем русские были как из Санкт- Петербурга, так и уральские казаки, выходцы из Запорожской Сечи. Это было для меня очень неожиданным и приятным моментом. Жаль только, что материала после смерти Горбенко осталось не очень много. К сожалению, на Украине уже не помнят этого выдающегося музыканта.
– Почему?
– Точно не могу сказать. Это, наверное, так сказать, дело партии и КГБ. Мои друзья из Киева рассказывали мне, что не знают, кто такой Горбенко и это очень прискорбно. Он стал предателем, но я не считаю, что он совершил предательство. Все, что Советы вменяли ему заключалось в том, что он работал в передвижном театре для немецких войск. У него просто не было выбора. Или остаться в Бабьем яру или же работать по профессии. Он был не агентом, а музыкантом. Думаю, что в архивах СБУ можно найти о нем немало интересных документов. Его дочка Татьяна рассказывала мне, что после войны его ансамбль давал до 20 концертов в месяц- в Германии, Австрии, Германии и. т. д. Произведения этого коллектива могут быть найдены в архивах немецких радиостанций. Мы же песни ансамбля «Черноморских казаков» сделали в абсолютно новой и современной обработке.
(С) Александр ПАВЛОВ
МК-Германия (12.11.2008)
http://www.russischewelle.de/index.p....emid=35