Евгений Кричмар, Лос-Анжелес.
"ОДЕССА ГЛАЗАМИ ОДЕССИТА"
Мои впечатления о нынешней Одессе после визита осенью 2008 года.
------------------------------------------------------------------------------------ Предлагаю прочесть это внимательно, тогда
Ваша кооперативность будет апрешеена....
(Новый Русский Словарь)
* * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
Все нижеописанное не выдумка. Это было рассказано автору им самим и, так как других свидетелей нет, то я, как автор, могу все подтвердить со всей ответственностью.
Я никогда не находился в сумасшедшем доме, но родился и жил в городе, о котором многие часто говорят:
"- Mожно сойти с ума!"
Судьба наградила меня возможностью общаться и дружить с настоящими одесситами, о которых мало кто знает.
Уроженцы Одессы славились тем, что думали и говорили на языке родителей, предки которых переводили на русский с родного языка, которым был и болгарский, и греческий, и румынский, и армянский, еврейский, который тоже считался одесским.
Перевод звучал по-русски и, в тоже время не по-русски. Отсюда и возникли такие обороты, как "я видел тебя идти", или "слушай сюда".
И если кто нибудь заговаривал иначе, его удивленно спрашивали:
"- Что у тебя рук нет поговорить?"
Нормальный одесский язык - это совсем не тот, которым современные писатели-сатирики стараются развеселить читателя такими выражениями, как "скажите мне за эту курицу", или "можно потрогать ваших синеньких?".
Я уверяю вас, что, проведя неделю на Привозе, где-нибудь, кто-нибудь может и услышит что-то подобное.
Хотя я сильно сомневаюсь.
Эти сатирики либо не жили в Одессе, либо, скорее всего, ничего не понимают.
Образование мне вбили родители, а воспитание - улица.
Моими воспитателями на одесской улице были блатные, воры, бандиты и песни, которые они любили.
Находясь в заключении среди политических и воры и бандиты вбирали, как губки - манеры, темы разговоров и выходили из заключения эрудированными, с хорошим языком и поведением в обществе, хотя воровать и грабить не переставали. Мало кто может поверить, что биндюжники прошлого ходили в Оперный Театр с партитурами.
А любимыми заведениями бандитов в начале двадцатого века были не картёжные барбуты, а театры, рестораны и кафе, где выступали Пола Негри, Николай Морфесси, Александр Вертинский, Петр Лещенко.
Там развлекались сливки Одессы того времени. Писатели, поэты, композиторы - все они были неприкосновенными для таких, как "Япончик". Именно там и начиналась та Одесса, которую опошлили современные бумагомаратели.
Осенью 2008 года я приехал в Одессу, посмотреть, как она цветёт и процветает.
Город вырос. Появились новые дома, рестораны, памятники (чему угодно и кому угодно) от "Двенадцатого стула" до "Морячки с младенцем". Перестроены базары, торговые центры. И много машин. Масса легковых автомобилей. Не для узких улиц этого прекрасного города. Везде дикие пробки. Бензин подорожал, денег у людей стало меньше, а автомобилей больше. Почти у каждого, с кем я общался, была машина. А у кого и две, и три.
Вроде жизнь налаживалась, но не в ту сторону.
Представьте себе, что вы живете в красивом небольшом доме старой постройки. За домом парк, а вдали - море.
Волей судеб вам пришлось покинуть родные края надолго, а затем вернуться. Вернуться, чтоб вдохнуть родной воздух, вспомнить свою молодость и места, которые остались в памяти и во снах. Это присуще почти каждому человеку. Будь-то парижанин, римлянин или одессит, каждый привязан душой к родным пенатам. Но всё в душе перевернулось, когда ты видишь, что за родным домом выросла современная громадина из голубого или зеленого стекла и бетона и не видно больше ни парка ни моря. Старый трёхэтажный дом как бы стал меньше, сгорбился и выглядит очень жалко на фоне бес-стильных новостроек. И это в центре города. Начисто забыто понятие архитектурных ансамблей, которое неотъемлемо от планировки города.
К сожалению, "отцы Одессы" - не её дети
Их понятие ансамбля только в толщине денежного пресса, которым они набивают свои карманы.
На улице Маразлиевской угол Базарной, воздвигнут десятиэтажный домище в римско-греческо-марокканском стиле. С лоджиями. На третьем этаже фасада, для украшения (а может устрашения), поставили статую, то ли римского императора, то ли Аполлона в греческом одеянии. А может быть это предок того, кто платил бабки за весь этот ужас. А несчастную Дерибасовскую превратили в стекольно-бетонную показуху.
"Посмотрите налево. Это наша старая Дерибасовская. А теперь поверните головы направо. Это наши новостройки в стиле ... мммм, не помню".
Кто бы подумал, что можно было снести всю Греческую площадь и построить Торговый Центр, без стоянок для транспорта. И какой идиот воздвиг сине-зеленую высотную гостиницу на самом причале Мор-вокзала, закрыв вид и на море и на вид порта с Приморского бульвара. Она торчит, как флаг на бане.
Очень хотелось бы увидеть памятник "Семь сорок". Пока не догадались поставить в центре города такие часы.
Никто не задумывается над тем, что под Одессой пустота. Город-то вырос из-под земли и стоит на катакомбах, которые в любой момент могут осесть. Для этого нужен небольшой сейсмический толчок, который может случиться в самое неожиданное время, как тот, что дошел из Румынии в семидесятые годы. Никто не думает о сгнившей системе водоснабжения и канализации.
Ну что ж. Построили новые здания, а потом начнут под ними копать.
Попробуйте в Лондоне, Париже или Брюсселе затеять такую новостройку в старых кварталах!
Растёт Одесса, но не в ту степь. Я думаю, что главный архитектор города сидит у себя в особняке, занавешенным фруктовыми садами, где-то на станциях Большого Фонтана и дышит морем. А что происходит в городе, его волнует меньше чем баксы.
Я ходил по родному городу и не переставал удивляться. Вот на магазинчике висит надпись "Клозд". Наверное это написано для иностранцев, знающих русский. А может для русских, знающих английский. А вот ресторан "Топ Сэндвич". О чём это? Ну, "Шаурма"- понятно. Это что-нибудь пошавать. А вот написано "Аут" и рядом табличка "Вход", тут точно можно сломать голову. Ага. Вот и "Секс Шоп". Вот где можно пошопать за "секс"!
Да. "Жемчужина у моря" чернеет на глазах. Вернее сказать - в глазах потомственного одессита. Черная жемчужина, конечно, дороже, но когда она естественна, а не подмалёвана. Я не говорю о том, что Одесса должна оставаться такой, как была. Всё должно меняться со временем, но только не история. Старые здания давно надо было починить, покрасить, а кое-что и перестроить. Но нужно соблюдать меру.
Удивляюсь, почему в Риме не отстроили Колизей, или в Пизе не выравнивают башню? Упадет же. Так нет. Её всеми силами техники стараются сохранить в том же наклонном виде.
Новостройки нужны там, где они не мешают старой красавице Одессе. Но для этого нужна голова. А "головы" у города нет. Я не сомневаюсь, что Одесса в скором будет похожа на все эти маленькие средне-земноморские (я не ошибся), полунищие городки, которые трудно отличить друг от друга. Тогда Одессу останется только переименовать в Сан-Одеску.
Старой Одессы больше нет, так нужно как-то воспринимать Новую Одессу.
Что тут говорить, если какой-то новый русский поэт в песне "Италиано" (певца Тото Кутуньо) слова "Lasciate mi cantare", что в переводе означает - "Разрешите мне спеть", перевёл на новый русский лад - "Лошадка не катает". Да за такие слова нужно ставить железный памятник, твердый, как мозги этого... трудно подобрать сравнение.
Вот она и не катает...
Но если закрыть глаза на эти крупные мелочи, то Одесса пока еще очень красива. Местами.
(с) Евгений Кричмар
США, Лос-Анжелес.
22 февраля 2009 год