БЛОКНОТ №-2 (продолжение): О Севере далеком
Час восьмой
(Со следующего листа):
Иду по Невскому проспекту (только заголовок, текст песни не приведён)
У меня в руках письмо. Один из моих....... (далее, как на записи)
Ох волюшка, добрая воля...............
Да, Беломор-канал, теперь о нем вспоминают когда покупают пачку папирос за двадцать две копейки со смутной картинкой на этикетке. Это была первая ударная стройка в цепи многих последующих. Зеки строили, умирали, а результаты приписывались другим. Газеты писали: комсомол построил Итак: тридцать третий год, питерские "Кресты": Идут на Север срока огромные............. (записан только первый куплет)
А что было делать нужно было как то жить. Человек умудряется жить в любых условиях. Нужно было только уметь заставить его. И умели, и жили и даже любили.
Споем, жиган................................
Где же, интересно, могла произойти эта встреча, чтобы могла вспыхнуть любовь? Где-нибудь на вшивой мрачной пересылке или автор этой песни видел свою любимую один лишь только раз из окна своей камеры в крупную клетку, когда она среди таких же несчастных была на двухчасовой прогулке под бдительным оком вохровца. Нам остается только гадать, но мы можем легко представить его сегодня стоящим у окна с решеткой
Я сижу в одиночке....................
Да, так мечталось им за крепкими засовами и за колючей проволокой над стенами лагерей, что когда-нибудь останется позади Воркута и можно сбудет спеть своим друзьям
На Воркуте.............
Всех познал Север дальний и уголовников о которых пелось в предыдущей песне и политических, которых было немало в период между двумя войнами. О судьбе одного из них поётся в следующей песне
Отец мой он
А мать моя - Надежда.
А старый дедушка
Известный Михаил
И жили мы под Спасский звон
В простой одежде
К нам в гости дядя Ося заходил
Я конечно не Соложеницын (так у Р.Фукса) и не могу претендовать на его лавры певца погибших и искалеченных судеб, но могу все же сказать со своей стороны, что к политикам основная масса заключенных или как их сокращенно называли зеков относилась все же с уважением. Они стояли как то выше всей этой лагерной грызни, этой междоусобной войны воров, сук и мужиков. Я позволю себе немного отдохнуть от песен и рассказать об общей лагерной обстановке, которая сложилась в то время среди заключенных. Дело в том что война и связанная с ней разруха всегда порождает разгул и махровый расцвет уголовных элементов всех мастей. Среди огромной массы заключенных, населявших в то время отнюдь не по своей воле большое количество тюрем и лагерей было немало людей ни в чем не повинных, многие сидели как жертвы культа личности. Что касается ххххххх (зачеркнуто, не разобрать) воров, бандитов, налетчиков, жуликов то все они делились на своего рода касты так называемые "масти". Первая, самая привилегированная масть называлась "Воры". В нее входили преступники жившие по так называемым "воровским законам" Что это такое? Это был такой своеобразный кодекс чести вора в основу которого было положено ххххххх (зачеркнуто, не разобрать) понятие о том что профессиональный вор не совершает преступления а просто занимается своим ремеслом.. Исходя из этого положения строился весь комплекс чести вора. Многие воры тех лет "ворами в законе" и являлись в сущности честными людьми правда в своеобразном понимании этого слова. Короче говоря это были аристократы преступного мира. Вторую категорию составляли так называемые "Суки". Это слово образовано не от названия собаки женского пола, как некоторые подразумевают, а от слова "ссучить", с двумя "сс" т. е. спрятать концы в воду. Это были те же самые воры, но только преступившие воровской закон т. е. совершившие "подлянку". Это могло быть предательство, нарушение данного слова, кража у своих, необоснованное оскорбление и т.д. Если вор совершал такой проступок то он автоматически переходил в разряд сук, уже не мог находиться среди воров, переходил в другой барак где жили только суки, у которых тоже был свой кодекс законов. Третью самую многочисленную, но и самую забитую категорию составляли непрфессиональные преступники всякого рода взяточники, растратчики, насильники. Их звали просто "мужики".
Так вот, между этими тремя категориями происходила непрестанная борьба за существование, за право выжить. Часто власть на той или иной зоне захватывала какая-нибудь определенная категория преступников. Если это были воры, то говорили, что зону "держат воры" и суки прибывающие с этапами в эту зону не шли. Если это были суки, то ворам было крайне опасно появляться на зоне. Эта бесконечная борьба не на жизнь а на смерть привела к тому, что воры и суки сами перебили друг друга, что немало поощрялось лагерной администрацией, которая не вмешивалась во внутреннюю жизнь зоны, а только следила за тем, чтобы преступники не могли попасть на волю, т.е. несла охрану лагеря.
Ну вот пальцы мои передохнули, послушайте пожалуйста...
Шлю тебе, Тамара синеглазая...............
Что это за "ордена на блатной груди", которыми собирается похвалиться герой этой песни? Это своеобразные знаки отличия, которыми воровской сход награждал наиболее отличившихся. Они накалывались на грудь в виде татуировок и изображали различного вида кресты и цепи к ним. Обладатели некоторых видов наколок могли пользоваться неограниченной властью на воровских зонах. Их приказы выполнялись беспрекословно. Их называли "королями зон" или по фене "Маза". Быть королем значит "держать мазу". Это мог быть, как тогда говорили, наиболее авторитетный вор в законе, которого его товарищи по ремеслу не могли упрекнуть ни в чем. Он как правило занимал лучшее помещение, был окружен личной гвардией из наиболее уважаемых и грозных воров. Ни о какой работе с его стороны не могло быть и речи. Ибо ворам работать было вообще запрещено их законом, а ему и его гвардии даже думать об этом не полагалось. Он должен был вершить суд, расправу и взимать дань со всех работающих в лесоповале или на каменном карьере мужиков и сук во всех их видах и разновидностях. А ах (так записано у Р.Фукса) было очень много всех оттенков и мастей. Одни названия чего стоят "красные шапочки", "волки", "черти", "ломом подпоясанные" и т. д. Те же, что хотели обособиться, называли себя гордо: "Я - один на льдине", что значило, что он вне касты. Время от времени администрация, пытаясь навести на зонах хоть какой-нибудь порядок, открывала всякого рода штрафные изоляторы, так называемые Буры. Где пытались создать тюрьму в тюрьме. Т. е. место с такими условиями жизни, вынести которые человеку было очень тяжело. Именно об этом и поется в следующей песне:
То не ветер в полумраке тонет....................
Но было иногда, что все касты забывали все распри объединялись в одном стремлении - попасть на волю во что бы то ни стало.Так было в 43 году во всех зонах воркутинских лагерей - крупнейшем во всей истории бунте заключенных, который начался на лесоповале, когда зеки-лесорубы поотрубали своими топорами руки конвоирам, завладели их винтовками и напав на внешнюю лагерную охрану захватили целиком один из лагерей. Далее вооружившись чем попало, в том числе и снятыми с вышек пулеметами они направились к соседнему лагерю, где тоже освободили других заключенных. Во главе их всех стал бывший герой Советского Союза летчик по кличке "Борода". Постепенно этот бунт охватил огромный район. Местное население в страхе бежало в тундру, но ничто не спасало их. С огромным трудом этот бунт удалось подавить с воздуха. Расстрелянные с самолетов орды зеков разбегались во всех направлениях по пути вырезая все встречное животных и людей. Животных - оленей и собак, чтоб было что есть, а людей чтоб не могли выдать куда они ушли. Предводитель по кличке "Борода" скрылся на захваченном самолете в сторону Америки. Все захваченные живьем были расстреляны, а живые отсидев свои срока и сейчас еще живут на поселениях ссыльных
1). Хмурый ветер шумит
2). Соловушки
(Новый лист)
Час девятый
(Новый лист)
I. Не дождаться мне, видно, свободы........... (девять куплетов)
II. Я вам, ребята, расскажу............... (Мадам Анжа)
III. Подари на прощанье мне билет.....................
IV. Пускай богачка тебя полюбит..............
V. Ты помнишь чудный ясный вечер мая...........
VI. По селу бегут мальчишки.................
VII. А на дворе чудесная погода..............
VIII. Миленький ты мой.............
IX. Там по сыпучим пескам....................
Мчится поезд а в вагоне качка
А у колхозницы у Машки пачка
Вот они родимые в чулке
И бормочет Машенька во сне
Куплю кровать с деревяннымми шишками
Лисапед на железном ходу
Чайники-кофейники со крышками,
Примус, хоз-сковороду
А еще патефон со пластинками
Пудру, мыло, духи
Новые галоши со ботнками
Вы конечно скажете "хи-хи"
Мчался поезд, а вагон качало
А вагоне жуликов немало
Сбондили у Машки из чулка
И рыдает Машка у толчка
Прощай...кровать
(Новый лист)
Час десятый
(Новый лист)
I. Шумит ночной Марсель.............
Эта песня называется по английски Whispering - Шепот
С этой милой песенки 30х годов хотелось бы начать мне сегодняшний разговор о модных песнях прошлых лет. Вы, молодые любители этого жанра о многих из них наверное и не слышали. Остается только пожалеть, что эти вещи часто проникнутые настоящим чувством навсегда ушли от нас в прошлое. Кто сейчас помнит, например, знаменитую в свое время песню "Шумит ночной Марсель в притоне трех бродяг". Кажется, она где-то упоминается у Ильфа и Петрова. Итак
II.
Ах у меня на сердце стужа
Больше всего боюсь я мужа
Нету в нем страсти голубиной
Спросит он: "Что за бамбино, бамбино?"
А я отвечу не робея:
"Даме нельзя без чичисбея
Ходят по улицам фашисты
К дамам они пристают..."
Так прошептала мне красотка
Под руку взяв меня некротко
И мы пошли с ней по бульвару,
Изобразив влюбленных пару пару
Шепотом я ей отвечаю
Что за себя я не отвечаю:
Голос пропал, когда вчера я
Рому хлебнул вместо чая
А в остальном я бравый парень
Могу гулять я с вами в паре
Только вот нету пити-мити
Чтоб за любовь вам заплатити платити
Кто сейчас вспоминает оркестр Айвазяна и его самого? А ведь оставил он кое-что в музыке. Некоторые наверное помнят его "Караван":
Шагай вперед мой караван..............
Конечно, это не эллингтоновский "Караван" но тем не менее, а другой шлягер тех же лет, того же автора:
III.
Улица, сияют фонари....................
Как только вечер настает
Вообще в то время были в моде всё больше медленные вещи такие как незабвенная "Голубка", "Песенка за два сольди". По радио можно было слышать только Челиту в исполнении Клавдии Ивановны Шульженко. Эта самая Челита после оказалась никакой не Челитой, а по-испански "Cиелито Линда", что значит "Голубые глаза", но тогда это никого не волновало. Из танго официально были разрешены только два: "Танго соловья" и оборот "Романтическое танго". Фокстроты были вообще запрещены. Их тогда называли "быстрый танец" или "медленный танец". В общем, времячко было убогое. Лишь в ресторанах кое-где можно было услышать:
IV.
Раскажи о чем тоскует саксофон
V. "Где ты?"
Что же тогда танцевали? После войны широко распространился так называемый "Гамбургский стиль" фокстрота, очевидно, вывезенный из покоренной Германии нашими офицерами. Последним криком моды считалась танец "Линда",представляющий из себя смесь фокстрота с его предшественником "Шимми" Северный здесь недаром запнулся, написано очень неразборчиво Появились какие-то стили "кобылка", "трясучка" и т.д. По моему названия этих танцев говорят сами за себя. Кстати, к тому времени, видимо, и можно отнести возникновение и самого слова "стиляга". Оно, конечно, пришло из музыкантского жаргона. И в ряду таких звонких слов как "лабух", "башли", "хилять", "берлять", "друшлять" и т.д. термин "стиляга" по первоначалу обозначал всего лишь какую-то ультра-модную мелодию с головоломной импровизацией. Потом это словечко перекочевало на определенный сорт молодых людей, которые старались хоть чем-то выделится из серой толпы.
Хиляем как-то с Левою
Навстречу шкуры клевые
На хату тех шкурей поволокли
Но наши все старания
Остались без внимания
Мы с хаты еле кости унесли
Где ты? (А муж твой далеко в море)
Первый способ это была конечно яркая одежда, а второй манера поведения. Вот что тогда пели в так называемом "Гимне стиляг".
VI.
Каждый должен быть
VIII.
Как стилягу хоронили.......................
VI.
Сан-Луи-блюз
VII. Cтамбул
(другими чернилами: Is Stambule not Constantinopole - по английски 4 куплета очень неразборчиво)
В Истамбуле-Константинополе
Мимозы-розы
Ах какие тополи
Нигде не встретишь
Где б вы не топали
По Азии, по Африке, Америке, Европе ли
Взять в пример Нью-Йорк
Иль скажем Амстердам
Где найдешь ты столько дам
Кровь с кефиром пополам?
Девушки в Константинополе
Хлебушка никогда не лопали
А киш-миш
Но как гашиш
Вмиг заводят взглянут лишь!
Есть Стамбул - нет Константинополя
Есть Стамбул - нет Константинополя
Он заснул посреди Акрополя
Проснулся - он Стамбул!
(опять те же чернила, что до "Стамбула")
IX.
Without you
Шеф нам отдал приказ.......................
Скажите девушки подружке вашей...........
Х.
Мамамбо Италиано
Эй мамбо Нам бы в Италию да мы бы там..................
XI. Mack the knife
Мэкки-нож
XII. You belong to me
XIII. Каждый должен быть
XIV.
Хиляем как-то с Левою.........................
15. Кафе Оренталь
16. Как только вечер настает
One, two, free o'clock.................. 3 куплета на английском
17. Rock around the clock (Унитаз)
18. Черный орфей
19. Я тебя ждал е е
20. Розамунда
По блату, по блату дала сестренка брату
Раз полоску баба жала
Золоты снопы вязала
Молодая эх молодая
Только видит из похода
Шел солдат - дитя народа
Из Китая из Китая
А в пути он притомился
Возле бабы опустился
Дай напиться эх дай напиться
Я б дала тебе напиться
Только жаль тепла водица
Не годится эх не годится
Ну дай хлеба хоть кусочек
Нету миленький дружочек
Да ни крошки, эх ни крошки
Я полоску жать спешила
И с собою прихватила
Лишь немножко эх лишь немножко
Эка братец незадача
Молвил воин чуть не плача
Наказанье, эхнаказанье
Хлеба нету и водицы
Делать нечего, сестрица
До свиданья, эх до свиданья
Парня бабе стало жалко
Бледен, строен точно палка
Черноокий, эх черноокий
Муж ей вспомнился спесивый
Старый злой да некрасивый
И далекий, эх и далекий
"Ну прощай" Постой служивый
Я до войны чудесно жил с женою.............................
(Другим почерком)
Ворона где-то сыр у фраера помыла.........
(Тетрадка кончается. Дальше, на форзаце, вверх ногами текст почерком Р.Фукса)
Туманный вечер притаился за окном.........................
(Идут тексты песен написанные карандашом. Римские цифры сверху текстов проставлены чернилами)
Раз в Московском кабаке сидели...............
I. Алеша, ша! ...........
IV. Хочу мужа .....................
VI. Цыпленок жареный ...................
VII. Уся Одесса ныне еле млеет................... (со вставкой "Гоп стоп, шо такое...)
VIII. С Одесского кичмана ...................
X. Прибыла в Одессу банда из Амура ...................
XII. Сегодня свадьба в доме дяди Зуя ...................
XV. Жили были 2 громилы ...................
(Беглым корявым почерком - два куплета из песни "Ты подошла ко мне..." (Так что же ты краснеешь и бледнеешь... Раздался выстрел и Маруська покачнулась)
(дальше шариковой ручкой):
Выпьем за мировую...................
В стране далекой юга...................
Гоп со смыком...................
Эх, шарабан мой...................
И напевал я ей с хмельной улыбкой...................
В Кейптаунском порту...................
Ах Езель, Езель. ...................
(Карандашом):
Позабыт, позаброшен................... (длинный вариант - "Прогудело три гудочка, и т.д.)
(Снова ручкой):
Семь Сорок................... (Паровоз в тексте, конечно, не "аицын", а "а гейцен". Остальное - канонический текст)
(Карандашом, беглым, и похоже чужим почерком):
Эта фонограмма напета для фонотеки Серг. Ив. и его очаровательной жены Валентины
(Далее чёрным фломастером):
Я просил бы вас, маэстро, что нибудь нам спеть............ (часть песни, до куплета "Потому что пишет песни Слава "Пошлаков" - так записано у Р.Фукса)
(Другими чернилами):
Малая Советская энциклопедия
Барков Иван Семнович (1732-68) поэт 18 века. Для своего времени хорошо владел стихом. печатал исключительно переводные произведения. оригинальные его стихотворения, распространявшиеся в рукописях, имели характер самой грубой непристойности. "Барковщина" стала термином для подобного рода литературы. Наиболее известным произведением Ивана Сергеевича дошедшим до наших дне являеттся Лука
Продолжение песни "Я просил бы вас Маэстро..." (написано, тем же фломастером)
(Карандашом):
Три дня не унимается, бушует океан......
Как-то летом, как-то летом.................
Океан шумит угрюмо.........
Перепетуя "Я стою у тенистого сада........"
(Черным фломастером):
Здравствуйте, дорогие друзья! Рад снова видеть вас у себя в гостях...............
(Далее тексты монологов и песен, что были в концерте "О шансоне" - абсолютно идентичные исполненным. Все написано гладко, без правок и зачёркиваний).
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ------
Публикация: сайт "Северная Энциклопедия" (10 октября 2008 года)