А.Северный - Концерт с анс. "Аэлита"
|
|
Гость | Дата: Четверг, 2008-09-18, 16.31.39 | Сообщение # 51 |
Группа: Гости
| Действительно, он выделяется из "одесской" серии, как совершенно не похожий на "ЧЧ". Насчёт обилия инструментов - это, как говорил товарищ Сухов, вряд ли. Количество примерно одинаковое. А вот манера игры, "лицо" - совершенно другие. Сыгранность музыкантов? Конечно, и довольно чёткая! Что говорит в пользу версии "музыканты в студию", а не "студия к музыкантам" - это проще, и как следствие - очередной довод в пользу того, что запись была сделана не в Феодосии. Насчёт великолепия песен - вопрос довольно спорный, а вот о программе записи довольно верно подмечено.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 05.12.45 | Сообщение # 52 |
Группа: Гости
| Чем же, великолепие песен "вопрос спорный"? Если всё вместе имеется ввиду (и исполнение и игра), как законченный вариант произведений с технической точки зрения, то -- да, не самый шедевр. Но если говорить непосредственно о самих песнях и их замечательном исполнении Аркадием Северным, то им РАВНЫХ НЕТ. И по одной простой причине: что более Северный многие из этих песен нигде не исполнял под ансамбль (или же исполнял не так хорошо). И то как он их проникновенно спел с "Аэлитой", уже само по себе великолепно безо всякого сравнения. Вот список наиболее удачно исполненных песен из этого концерта, думаю со мной многие согласятся: "По тундре", "Где-то за Курильскою грядой", "Расцвела сирень в моем садочке", "На Сосновке есть наш старый дом", "Во-саду при долине", "Весна наступает", Сгорая плачут свечи", "Кошмарный сон", "Наташенька", "Бомжихи". Кому-то ещё нравятся и "В Одессе я родился" и "Летит паровоз". А это уже добрая половина альбома, что очень высокий показатель, особливо для альбомов Северного того периода (1978-80). Музыканты ансамбля играют отлично, особенно саксофон, скрипка, бас-гитара и банджо. Если бы этому коллективу посидеть пяток дней в студии, то они бесспорно выдали бы настоящий шедевр. О том, что запись "Аэлиты" далека от основной стилистики "ЧЧ", давно уже и не раз говорилось. "Аэлита" чем-то напоминает этакую "аранжировочную смесь" из удачных ансамблей (и некоторых альбомов), записывавшихся с Северным, такая смесь "Четырех братьев" - "Химика" - "Жемчужных а-ля лучший альбом "Эх, мамочка" - "6 + 1" - "ЧЧ а-ля лучший альбом "Тетя Шура". Такое ощущение, что музыканты "Аэлиты" хорошо разбирались в музыкальных записях Северного и каким-то образом смогли сделать такие неплохие аранжировки (или у них многие из этих песен были уже давно обкатаны где-нить в ресторане, ещё до Северного). Потому и говорится, что если бы им посидеть хотя бы несколько дней в полу-профессиональной студии, то могло выйти ещё и не то. Послушайте как чисто, красиво и не загружено играют на "Аэлите" скрипка и саксофон, и как замечательно делают ритм -- бас-гитара и банджо. У Коцишевского в "ЧЧ" эти инструменты так хорошо не играли. Мало того, ещё и очень хорошая подзвучка была сделана. А насчёт "программы концерта", то --да, она явно была серьезно подготовлена, и напрочь отличалась от того, что делала "Черноморская чайка". Коцишевский всегда стремился в корне отличаться от того, что делали питерские музыканты и подбирал сугубо свой оригинальный репертуар, а тут вдруг такой подбор супер-хитов, до этого в основном исполнявшихся Северным только в Питере. И только в позднее записанном Коцишевским "золотом" Херсонском концерте, частично были исполнены песни подобного направления, и всё равно "Херсонский" отличался основным количеством старо-одесской классики, которой в "Аэлите" почти небыло. Подбор песен на "Аэлите" вообще интересен. Всё это ставит ещё больше любопытных вопросов, связанных с историей концерта.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 10.20.47 | Сообщение # 53 |
Группа: Гости
| В составе инструментов банджо не было. Это прием игры на электрогитаре с приглушением струн, очень популярный в 70-е годы. Такой прием можно также встретить в песне "Над моим городом" в концерте с анс. "Чайка". А вот "фирменный" звук бас-гитары на этом концерте хочется выделить особенно. Такого звука больше ни встретить ни на одной записи Северного: четкий, мягкий и глубокий, практически студийно поставленный.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 17.14.22 | Сообщение # 54 |
Группа: Гости
| Я вот всё думаю, может "Аэлита" все же была записана в 1979-ом, а не в 78-ом (то что не в 77-ом, однозначно, если только позже, так как песня "Сгорая плачут свечи", вроде бы только-только была написана Лобановским в 77-ом)? Коцишевский, как теперь выяснилось, вообще ничего толком не помнит и перепутал почти все даты. Его послушать, так и все первые пять концертов "ЧЧ" (включая совместные концерты Шандрикова и Северного) были записаны не в 77-ом, а в 78-ом. Иными словами, опираться на "фактологию" от Коцишевского, практически невозможно. Да и предположение о том, что концерт "Аэлиты" мог быть записан Еруслановым, пока тоже никто не отменял. Перед песней "Кошмарный сон" Северный говорит: "Вот Владик с Одессы сочинил песню", в таком странноватом контексте, что можно подумать будто Коцишевского там не было. Это больше напоминает отсыл к не присутствующему на концерте человеку. Да и тем более, если бы Коцишевский там был, он по логике должен был бы спеть хоть одну песню, что он делал практически на всех записях. А на "Аэлите" почему-то нет. Тоже странно. Не менее странно и то, что Северный на записи дважды упоминает Кафу (Феодосию), причем во второй раз так навязчиво, как будто специально подчёркивая: "Как вы уже слышали я сейчас нахожусь в Кафе". Подобная замутка была сделана и на 1-ом "Химике", а про ленинградские Одесские и вспоминать не приходится. Похоже действительно, тему по Феодосии возможно придется временно закрывать. Хотя и Одессой на этой записи тоже не пахнет. Вот задачка, так задачка.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 19.59.01 | Сообщение # 55 |
Группа: Гости
| Гость: "Чем же, великолепие песен "вопрос спорный"? Если всё вместе имеется ввиду (и исполнение и игра), как законченный вариант произведений с технической точки зрения, то -- да, не самый шедевр." Давайте не будем углубляться в сторону бессмысленного спора. Нравится - не нравится - чувство сугубо индивидуальное. Я согласен с Вашим доводом, мой же взгляд - гораздо лучше сделаны в период 1978-1980 и "Херсонский", и "Химики", и "Встреча", и "Казачочек". Вернёмся к самой записи. Мы не можем знать, пел там Коцишевский или нет. Полного варианта записи, как это уже понятно, никто из здесь присутствующих не слышал. А следовательно, не исключено, что Владислав Петрович чего-то и скрыл. Было и есть за ним такое. Давайте разберём выкрик на записи: "Мотор!" Голос принадлежит Коцишевскому. Гость: "Перед песней "Кошмарный сон" Северный говорит: "Вот Владик с Одессы сочинил песню", в таком странноватом контексте, что можно подумать будто Коцишевского там не было." Не более, чем предположение. Контекста никакого я не услышал. Гость: "Не менее странно и то, что Северный на записи дважды упоминает Кафу (Феодосию), причем во второй раз так навязчиво, как будто специально подчёркивая: "Как вы уже слышали я сейчас нахожусь в Кафе". А вот с этим совершенно согласен.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 20.37.02 | Сообщение # 56 |
Группа: Гости
| Насчет выкрика "Мотор!" на записи "Аэлиты" - вопрос тоже достаточно спорный. Кому-то "слышится" Коцишевский, а кому-то - нет. Сложно на таком отрывке строить стопроцентный вывод. Но вариант не исключается.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 21.39.25 | Сообщение # 57 |
Группа: Гости
| Аркадий в Феодосии был и даже пел в "Астории" один вечер, и то были неприятности. Была и запись на квартире, но к сожалению восстановлению не подлежит. Существующая запись "Аэлиты" совсем не похожа на "Черноморскую Чайку". Это верно. Жалко, что люди, обладающие инфой, не имеют доступа к Инету.
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 21.47.19 | Сообщение # 58 |
Группа: Гости
| Да, я тоже слышал про последний концерт в "Астории", современники поделились... И что у АС были проблемы в Феодосии...
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 22.11.43 | Сообщение # 59 |
Группа: Гости
| А я тоже постоянно слышал про многие концерты в "Астории" и проблемы, и Феодосию с проблемами, и "Асторию" с проблемной Феодосией, и проблемную "Асторию" с Феодосией, и про домыслы дилетантов, пытающихся навязать свою несостоятельность "новыми фактами", исключительно на просторах И-нета.
|
|
| |
Alex | Дата: Пятница, 2008-09-19, 22.44.02 | Сообщение # 60 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 175
Статус: Offline
| Quote (Гость) Жалко, что люди, обладающие инфой не имеют доступа к Инету. Абсурдней - некуда. Quote (Гость) Была и запись на квартире, но к сожалению восстановлению не подлежит. Восстанавливать не будем. Давай послушаем хотя бы то, что есть. Изпальцавысасывание, - порнография, ай-яй-яй-яй!
|
|
| |
Гость | Дата: Пятница, 2008-09-19, 22.54.33 | Сообщение # 61 |
Группа: Гости
| Гость: "и про домыслы дилетантов, путающих навязать свою несостоятельность "новыми фактами", исключительно на просторах И-нета." Про домыслы дилетантов - это точно! Вот только Вы ж наверно спэц по этому вопросу, тогда ж и просветите нас остальных тёмных и неграмотных. Вопрос поставлен здесь о записи в Феодосии Северного с анс. Аэлита, а не о том, что пел он одну или десяток песен в каком-нибудь вонючем кафе, каких на побережье Крыма и Кавказа было больше, чем песку на пляже. А уж Феодосия тех лет была грязным маленьким городком, с единственно отрадой - пляжем. Не Багамы... С 1976 по 1981 доводилось бывать там 1-2 раза в году. А почему только "исключительно на просторах И-нета"? Домыслы они домыслы везде, а не только в И-те. Давайте не слухами руководствоваться, а тем мизером фактов, что имеем в наличии + тем, что можно почерпнуть из самой записи.
|
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2008-09-20, 10.12.57 | Сообщение # 62 |
Группа: Гости
| Гость: "А почему только "исключительно на просторах И-нета"? Домыслы они домыслы везде, а не только в И-те. Давайте не слухами руководствоваться, а тем мизером фактов, что имеем в наличии + тем, что можно подчерпнуть из самой записи". Вот это совершенно точно сказано. И все таки, думаю, что надо собрать не только "тот мизер фактов" об этом концерте, но так же и все фунциклирующие вокруг этого дела слухи, в том числе и про "неприятности Северного в Феодосии", и про "не подлежащую восстановлению запись на квартире". Это все может помочь пролить свет на истину.
|
|
| |
Alex | Дата: Суббота, 2008-09-20, 12.41.48 | Сообщение # 63 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 175
Статус: Offline
| И разъедутся гонцы, Во все стороны-концы, По Аркашиным следам - Разузнать, и тут, и там.
|
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2008-09-20, 13.16.58 | Сообщение # 64 |
Группа: Гости
| Alex, а ничего особо смешного в этом нет. Сказки-сказками, но в большинстве случаев, именно такими "гонцами"-подвижниками всегда и узнавалась наиболее точная и подробная информация об А.Северном. Если бы инфу эту можно было б получить из "Большой Советской Энциклопедии" или по звонку в "Справочную", иль на худой конец на обложке диска, тогда ещё ладно. Но об Аркадии и всех его творческих перипетиях, нигде и ничего просто так не узнаешь. Хорошо было б конечно, если бы какой-то конкретный организатор или непосредственный участник-музыкант официально преподнес нам подробнейшие и точные сведения, но о таком стоит только помечтать. Не говоря уж о том, что даже участники-очевидцы уже все позабыли и перепутали, и для того чтоб установить истину надо собирать, анализировать и восстанавливать её одновременно из всех возможных источников. И как показывает практика, даже из "легенд" порой выявлялись правдивые аспекты. Слишком круто перемешаны в судьбе Аркадия истинные реалии и вымыслы.
|
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2008-09-20, 13.53.33 | Сообщение # 65 |
Группа: Гости
| Гость: "Это все может помочь пролить свет на истину." Какую истину? Какой свет? Что прольет? Все наши базары не имеют никакого толка.
|
|
| |
Alex | Дата: Суббота, 2008-09-20, 14.27.42 | Сообщение # 66 |
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 175
Статус: Offline
| Ради бога, я только - за. Расследовать, так расследовать. Только по-объективней. Нужно же отсеивать легенды (слухи?) от свеже-испечённых "фантазий на заданную тему".
|
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2008-09-20, 19.41.22 | Сообщение # 67 |
Группа: Гости
| Гость: "Все наши базары не имеют никакого толка." А вот тут, вы не совсем правы. Сравните (хотя бы, почитайте переписку-обсуждение на "Северном Портале" трех-четырех-летней давности), и со-отнесите что было известно тогда, с тем, что имеется сейчас. Так что толк от обсуждений безусловно есть. И одним из важных аспектов как раз и является наш неослабевающий интерес к этой теме, косвенно способствующий тому, что процесс установления истины не останавливается. Заинтересованные люди начинают наводить движения, искать очевидцев, задавать вопросы. Если б подобного интереса ни грамма ни у кого небыло, то поверьте, никто бы и палец о палец не ударил, чтобы что-то узнать и донести эти сведения до широкого слушателя. Примеров тому масса. Вот сейчас, например, почти никто не интересуется подробностями записей "Светофора", так они и находятся в подвешенном состоянии, а ведь там тоже много любопытных вопросов, как и с концертами "Обертона", и с "Памяти С.Есенина" и с "Первым Одесским". Чего говорить, от общего интереса многое зависит. Даже если что-то и известно, то никто просто так ничего не расскажет, если к этой информации не будет проявлено должного внимания. Те же самые "интервью" с музыкантами, появляются только в следствии нашей общей заинтересованности, ведь никто из представителей "официальной прессы" к этим людям почти не проявляет интереса, и если бы не преданная армия ценителей, то всё так и оставалось бы на "мёртвой точке". Да, иногда обсуждения заходят в тупик и топчутся на одном месте (а иногда и наоборот), но главное, что обсуждение и анализ информации обязательно должны быть. Если оно, конечно, вам интересно. С точными фактами, само-собой, приятней и спокойней иметь дело, это верно. Но, как быть, если их нет или очень мало? Забросить всё навсегда в "дальний ящик", чтоль? С таким "подходом" в молчаливом "ожидании фактов", ещё через десяток лет мы и вовсе ничего не сможем, ни узнать, ни уж тем более, подтвердить. "Сводить концы с концами" заведомо не стыкующихся версий и "высасывать из пальца" разумеется, незачем. Но, дискуссии, периодически бесспорно должны иметь место, с тем, чтобы делиться сведениями, фиксировать и обсуждать вновь добытую информацию, и наконец попытаться закрыть все эти "белые пятна". Нет, можно, конечно, заплатить Владиславу Петровичу установленную им "лимитную плату", о которой он постоянно говорит, и за которую обещает правдиво поведать "всё как было" (еще неизвестно, как он это все "по-нарасскажет"). А можно, попытаться, разыскать других очевидцев, и выяснить интересующие нас сведения. Вот таким путем и приходиться идти. Других пока не придумано.
|
|
| |
Гость | Дата: Суббота, 2008-09-20, 22.17.27 | Сообщение # 68 |
Группа: Гости
| По поводу посещения АС Феодосии мой приятель, житель этого города, рассказывал следующее: "А ведь он приезжал к нам в город, жил и записывался у кого-то на квартире. Пленка эта была и у меня, только осыпалась от времени, а дубликат найти не удалось. А в один из вечеров нам сказали, что в "Астории" Северный будет петь, а мы еще тогда совсем пацанами были, стояли под окнами и слушали... Ходили слухи, что после этого концерта были у него неприятности с властями и он быстро уехал...". Про ансамбль "Аэлита" и одноименный ресторан он ничего не слышал. Вот такая информация. Как говорится, не веришь - прими за сказку.
|
|
| |
Гость | Дата: Воскресенье, 2008-09-21, 00.26.44 | Сообщение # 69 |
Группа: Гости
| Принимается. За сказку. В противном случае, вопросы: 1. Какие у него могли быть неприятности с властями? Его посадили на 15 суток? Если бы власти (вероятно, имеется в виду милиция) его бы взяли, то сразу бы стали разбираться на факт прописки. Допустим, что те же менты оказались поклонниками его творчества и его отпустили, в таком случае о каких неприятностях может идти речь? Пожалуйста, давайте объяснимся. Попробуем определиться: слух это или нет. 2. А что он там в этой "Астории" мог такое спеть? Не думаю, что "Луку Мудищева". Вы реально посмотрите на те концерты, где Северный был в приличной компании и трезвый, он пел гораздо эстетически приемлемые песни, нежели любой кабацкий ансамбль тех лет. Ну, а то, что он в этой "Астории" пел трезвый, так тут и к бабке не ходи, бухим ему никто бы микрофон не дал, люди дорожили своим местом. 3. Осыпанную плёнку можно восстановить. Ни разу не видел плёнки, с которой хоть что-то нельзя было бы передрать. Пусть с провалами, пусть поканально, хоть как! Но что-то предрать можно. И если эта плёнка не миф, давайте попробуем. Только, я вас умоляю, не через Аркадия Народного.
|
|
| |
Гость | Дата: Воскресенье, 2008-09-21, 03.38.08 | Сообщение # 70 |
Группа: Гости
| А к Аркадию Н. обращаться не будем, обратимся лучше к тому, кто тут пиарит "Выходной" и "дружит с местными феодосийскими жителями-старожилами".
|
|
| |
Гость | Дата: Воскресенье, 2008-09-21, 07.37.10 | Сообщение # 71 |
Группа: Гости
| Если бы эта пленка у меня была на руках, то ее содержимое давно бы было выложено в разделе МР3 (я не сторонник держать раритеты у себя и чахнуть над ними). А дубликат ищут в Феодосии уже год. Вы правы, надо осторожно относиться ко всем версиям. Но даже сомнительные версии это лучше, чем якобы "установленные" точные даты и составы ансамблей.
|
|
| |
Гость | Дата: Воскресенье, 2008-09-21, 11.16.22 | Сообщение # 72 |
Группа: Гости
| Гость: "даже сомнительные версии это лучше, чем якобы "установленные" точные даты и составы ансамблей." Сомнительные версии нужно проверять, слепо чего ж им доверять? Искать нужно не в Феодосии плёнку, а в Симферополе или в Севастополе. Это более цивильные города, где и населения было всегда побольше, чем в Кафе. Там-то и оставались серьёзные коллекционеры. И то вопрос очень склизкий. Где, на чём Северный был записан? Если на кассетку МК-60 на Электронику-321, то ни один серьёзный коллекционер эту плёнку бы не взял, разве что ярый любитель.
|
|
| |
Гость | Дата: Воскресенье, 2008-09-21, 12.48.21 | Сообщение # 73 |
Группа: Гости
| Если такой "дубликат" и найдется, то в разы будет лучше отправить ее на реставрацию Аркадию Н.. Тем более, если вы, как говорите, нормальный человек и "не чахните над раритетами". Аркадий Н. бережно и с вниманием относится к восстановлению фонограмм и по звучанию у него это выходит гораздо талантливее. А главное, если вы потом действительно хотите свободно увидеть запись в восстановленном виде на просторах интернета, то ни в коем случае не отправляйте ее туда, куда вас "убедительно просят". В противном случае, баблогрызы с низким уровнем технической подготовки, но с высоким уровнем желания заработать, поглотят всю идею с потрохами и наварятся на вашем искреннем желании донести эту запись до слушателя.
|
|
| |
Гость | Дата: Понедельник, 2008-09-22, 09.41.03 | Сообщение # 74 |
Группа: Гости
| В 70-е и 80-е записи слушали без всякой реставрации. Хорошая магнитофонная запись ее и не требовала. Это в 90-х с приходом нового «цифрового стандарта» почему-то решили: так слушать нельзя. А как нужно – никто особо и не знал. Поэтому решили химичить, осушая от шума, искажая частоты, добавляя загробное эхо и проч. У обычного слушателя, заставшего еще те годы расцвета магнитиздата, кроме негатива эти навороты ничего не вызывают.
|
|
| |
Гость | Дата: Понедельник, 2008-09-22, 15.23.52 | Сообщение # 75 |
Группа: Гости
| Абсолютно согласен, но речь идет о записи, которая "восстановлению не подлежит", от того и прозвучала фраза о реставрации. Всё логично.
|
|
| |
Гость | Дата: Среда, 2008-09-24, 12.59.53 | Сообщение # 76 |
Группа: Гости
| Вот что подумалось. А не могут ли быть как-то взаимосвязаны концерт с анс. "6 + 1" и концерт с анс. "Аэлита"? Оба концерта были записаны во второй половине 78-го года, и с "6 + 1" тоже есть некоторые неизвестности. Точные датировки записей обоих концертов неизвестны. И в "6 +1" добрая половина музыкантов тоже была не из "Черноморской чайки". Интересно также , что оба концерта (и "Аэлиты" и "6 + 1") начинаются с одного и того же джазового музыкального вступления (в "6 + 1" оно, исполнено в более быстром темпе). Интересно и то, что игра саксофониста и скрипача на "6 + 1" местами очень напоминает манеру игры тех же музыкантов в "Аэлите" (послушайте). Может стоит поподробней поспрашивать у В.Ващенко, насчет возможной "связи" "6 + 1" и "Аэлиты" ? Кто знает, вдруг что-то дополнительно прояснится. Чем дольше обдумываешь вопросы по "Аэлите", тем явственней становится понятно, что этот концерт врятли был записан в Феодосии. По всей видимости здесь сработал такой же вариант, как и с записью "Химика-1". Северный был в Нарве, но затем сам концерт записали в Ленинграде, однако на записи была сделана такая вольная интерпретация про "запись в Нарве" (либо по желанию самого Северного, либо по просьбе коллекционеров-заказчиков, но скорей всего по желанию самого Северного, часто стремившегося подобным образом "расширить границы" записей своих выступлений, ведь технически это было возможно сделать не всегда, но записи и самому имени Северного это придавало дополнительную изюминку). Тоже самое могло произойти и в случае с Кафой (Феодосией). Северный побывав в Феодосии, решил затем в память о своей поездке увековечить таким образом свой вояж в этот город, заодно увеличив интерес к записи у феодосийских коллекционеров (упоминая город и как бы посвящая концерт Кафе). Прием вполне известный в подпольной звукозаписи, и к тому же в духе самого Северного. К тому же Аркадий явно хотел, чтоб друзья в Ленинграде также видели его активную и успешную творческую деятельность на юге страны. Если обобщенно отследить географию его записей (по "вступлениям" и т.д.), то хорошо видно, что Северный охватил почти всё черноморское побережье Украины и Краснодарского Края, то есть почти всего бывшего СССР (кроме Грузии). Как будто даже у него было такое стремление, ведь это был один из самых престижных курортных регионов СССР, и Северному конечно же хотелось подчеркнуть свою востребованность и успех. Вполне может быть, что Коцишевский изначально не хотел пускать запись "Аэлиты" в народ (или сомневался в целесообразности этого шага, по причине некоторой лажи в инструментале), и запись пошла гулять по народу не от Коцишевского, а от кого-то из музыкантов, обладавших копией или оригиналом. А сам концерт мог быть записан в Одессе, либо где-то неподалеку (пространная формулировка "неподалеку", но другого названия пока не подыскать).
|
|
| |
Гость | Дата: Понедельник, 2008-10-06, 13.22.59 | Сообщение # 77 |
Группа: Гости
| Начальная инструментальная джазовая композиция, звучащая во вступлении концертов с "Аэлитой" и "6 + 1" - известная немецкая джазовая композиция 30-х годов. Это мелодия финальной песни (баллады) одного из главных персонажей знаменитого мюзикла "Трёхгрошовая опера" - "короля бандитов Мэкхита" по кличке "Мэки-нож" (похоже правильно надо писать название через "э" и с одной "к"). Музыкальный спектакль "Трёхгрошовая опера" (авторы: драматург Бертольт Брехт и композитор Курт Вайль) был написан в 1928 году, а в 1931 году по это пьесе был поставлен одноимённый немецкий фильм-мюзикл (реж. Георг Пабст), кроме этого был снят и французский вариант фильма, а театральные постановки были многократно поставлены во всех крупных европейских странах, самая знаменитая и нашумевшая постановка "Трёхгрошовой оперы" состоялась в 1956-ом году в Англии, в известном "Royal Court Theater". Впервые на русский язык пьеса была переведена в 1928-ом году Львом Микулиным и Вадимом Шершеневичем для Московского Камерного Театра. В 1930-ом состоялась премьера "Трёхгрошовой оперы" в Московском Камерном Театре (реж. А.Таиров сделал свою адаптацию, несколько изменив сюжет Брехта), а в 1963-ем году спектакль был поставлен Ленинградским Театром им. Ленинского Комсомола. У простых зрителей в СССР сатирическая буффонадная пьеса с великолепными песнями, танцами, джазовой музыкой, песнями кабаре и народными композициями, вызывала постоянный и кассовый успех, но многие советские журналисты-критики 30-60х годов недолюбливали этот спектакль и называли его в газетных публикациях - "импортный "Цыпленок жареный", так как в пьесе показывалось "дно" современного Лондона (20-30х): воры, бандиты, убийцы, мошенники, люмпены, проститутки, но (по мнению идеологизированных критиков) не было показано никакой противоборствуещей им силы. В самой Германии в начале 30-х фильм и театральная постановка тоже вызывали много критики, а с приходом гитлеровского правительства "Трёхгрошовая опера" и вовсе была запрещена, как и все произведения драматурга Брехта, так как по своим полит-убеждениям Брехт был коммунистом. Печатные произведения Брехта были сожжены фашиствующими молодчиками на кострах, даже граммофонные пластинки с исполнением баллад из мюзикла были уничтожены, и лишь позднее случайно в Кёльне сохранилось всего четыре оригинальных первых экземпляров пластинок. Самому Брехту в 1933-ем году пришлось бежать от гитлеровцев в Америку, но в 1947-ом он вернулся и поселился в Восточной Германии (ГДР). Это обстоятельство и позволило советским режиссерам без особых проблем ставить пьесы Брехта в СССР, хотя при всех коммунистических убеждениях автора, его пьесы отнюдь не отвечали "критериям" так называемого "социалистического реализма". В 50-60е годы в СССР было повальное увлечение театральным творчеством Брехта, потому что "социалистический реализм" всем надоел, а брехтовские пьесы позволяли режиссёрам его игнорировать. Сегодня, из всех пьес Бертольта Брехта продолжают ставить только "Трёхгрошовую оперу", одна из причин - классический сюжет про благородных разбойников, а главное замечательные песни и музыка Курта Вайля. Находясь в начале 60-х годов в Ленинграде, молодой студент и представитель продвинутой "золотой молодежи" Аркаша Звездин наверняка посещал очень модную тогда театральную постановку "Трёхгрошовой оперы" Брехта, шедшую каждый сезон в ленинградском Театре Ленинского Комсомола. Кроме инструментального вступления в "Аэлите" и "6 + 1", Аркадий Северный, как известно, пел одноимённую песню "Мэки-нож" ("Нет, не спрятаться, хоть тресни…") в гитарной записи "О Стилягах"(1974) у Р.Фукса. Пел ли Северный оригинальный текст из каких-либо многочисленных вариантов постановок пьесы или же в его исполнении звучит сугубо "народная" шуточная вариация, сказать сложно, но видимо в исполнении Северного звучит народная пародия на персонажа знаменитого мюзикла, возможно даже написанная кем-то из бардов в 60-ые. Текст песни "Мэки-нож" исполняемой Северным весьма интересен и не похож на обычные дворовые поделки. В 1980-ом году Московским Театром Сатиры была сделана теле и радиопостановка "Трёхгрошовой оперы" (реж. В.Плучек), где роль Мэкхита ("Мэки-ножа") исполняет актёр Андрей Миронов, исполняющий финальную песню "Мэки-ножа" ("Баллада о Мэки-ноже") в переводе с немецкого С.Апта и Ю.Михайлова (текст совершенно другой, не такой как в исполнении А.Северного): http://video.mail.ru/mail/gianiro/926/1049.html * Пьеса немецкого модернистского драматурга Бертольта Брехта "Трёхгрошовая опера" представляет собой переделку (перенос в 20-ый век) пародийной пьесы "Опера нищих" английского драматурга Джона Гэя (1685-1732) на сюжет писателя Джонатана Свифта о благородных ворах-разбойниках, написанной и поставленной ровно за двести лет до Брехта, в 1728 г.
|
|
| |
|