Четверг, 2024-03-28, 23.27.39
 dd
Главная страница сайта Северная Энциклопедия

РЕГИСТРАЦИЯ

Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Ссылки по теме жанра "блатной" и "авторской" песни~ » «Поспели вишни» в саду у дяди Гриши (Новый материал о песне)
«Поспели вишни» в саду у дяди Гриши
ГостьДата: Вторник, 2008-04-29, 20.28.50 | Сообщение # 1
Группа: Гости





«ПОСПЕЛИ ВИШНИ» В САДУ У ДЯДИ ГРИШИ»

Автор: Дмитрий Быков
/Собеседник, №20, 2004 г./

Долгое время песня считалась «народной»: её исполняли Михаил Шуфутинский, Аркадий Северный, братья Жемчужные, и все кто ни попадя. Сейчас ее авторство установлено и зарегистрировано. Автор – Григорий Евгеньевич Гладков-Лиханский – родился в 1951 году в Никополе. После Днепропетровского медицинского окончил Полтавский кооперативный институт, получил диплом юриста. Живет и работает в Днепропетровске. Песенку эту написал в 18 лет, в 1969 году, она входила в музыкальный цикл «Сельские мотивы». Вот история её создания, изложенная Д.Быковым (со слов автора):

«Урожай черешни в 1968 году в Никополе был исключительный. На Саратовской улице, где проживали Гладковы, их соседкой была тетя Груня, у которой была любовь с дядей Гришей. Они ходили мыться семейственно, вместе, что до сих пор в обычае на юге России. Помывки происходили в бане на окраине Никополя, в районе, называвшемся почему-то "Расчеган" **. Отсутствием немолодой, но страстной пары очень соблазнительно было воспользоваться, но Гладков до сих пор клянется, что черешню (которую, для укладки в стихотворный размер, он назвал "вишней") он сроду не воровал.

Когда он спел "Сельские мотивы" своей маме, первой и наиболее доброжелательной слушательнице, она даже испугалась: "- Вот, подумают теперь, что ты с Петькой обокрал Груню... Начнутся неприятности!". А, Гриша, ответил: "- Да, ладно, мало ли Грунь на свете...". Но на всякий случай перенёс действие песни в колхоз, а соответственно колхозной сделал и баню. Впоследствии Гладков поступил в медицинский институт в Днепропетровске, а там в спортлагере затеялся КВН, еще не упраздненный. На этом КВНе он спел свои «Поспели вишни» – просто так, без особой надежды на успех, - но песня почему-то вызвала общий восторг. Ничего в ней особенного нет, а между тем во всех молодежных компаниях восьмидесятых, где я так или иначе вращался, её пели вовсю, дружно хохоча (тут видна односторонность в словах рассказчика, относящегося к более молодому поколению. С этой песней дети росли уже в семидесятых. – прим. Вадима Гасанова, который прочитал ранний вариант моей статьи и высказал ряд ценных критических замечаний).

Песню эту услышал Владимир Евдокименко, который учился в том же Мединституте на пару курсов старше. Он по вечерам поигрывал на гитаре в порядке заработка на эстраде местного ресторана "Красный коралл". "Вишни" очень быстро стали хитом в Днепропетровске. А у В.Евдокименко в свою очередь был друг Евгений Семёнов, который выезжал лабать в Магадан. Там можно было правда, в чудовищных погодных условиях - очень быстро срубить сумасшедшие деньги, пропиваемые местными золотодобытчиками в ресторанах. В Магадане их услышал Шуфутинский, лабавший в ресторане "Северный".

Хит… триумфально начал шествовать по стране и обрастать "народными" фразами и вариантами исполнений, а врач Гладков как работал себе на двух ставках - в городе и в санатории, так и продолжал тянуть эту лямку вплоть до самого последнего времени, не получая ни копейки авторских. Шуфутинский в силу известных обстоятельств перекочевал на далекий Бродвей, где продолжал воспевать "предприимчивость Григория и Петьки". Потом он вернулся и заехал в Днепропетровск, где Гладков пришел к нему за кулисы, «признаваться в авторстве». В 35-летие народного шлягера его создатель наконец-то получил авторские права.
Приведу оригинальный текст песни полностью:
1.
Поспели вишни в саду у дяди Вани,
У дяди Вани поспели вишни.
А дядя Ваня с тётей Груней нынче в бане,
А мы с друзьями погулять, как будто, вышли.

Припев:
А ты, Григорий, не ругайся, а ты, Петька, не кричи,
А ты с кошелками не лезь по перед всех.
Поспели вишни, в саду у дяди Вани,
А вместо вишен, остался один смех.

2.
Ребята, главное – спокойствие, и тише,
А вдруг заметят? – Да не заметят!
А коль заметят - мы воздухом здесь дышим!
Сказал наш Петька, из сада выпав.

Припев.

3.
А ну-ка, Петька, нагни скорее ветку,
А он черешню в рубаху сыпал,
И неудачно видно Петька дёрнул ветку,
Что, вместе с вишнями с забора в садик выпал.

Припев.

4.
Пусть дядя Ваня моет спину тёте Груне,
В колхозной бане, на Расчегане.
Мы скажем дружно: "Спасибо, тётя Груня!"
"А дядя Ваня?", "И дядя Ваня!".

Припев.

** - "Расчеган" – это название района в городе Никополе; в других вариантах, малопонятный топоним заменялся словами – «на Магадане» (какая может быть в городе колхозная баня?), «на Марчекане» (пригород Магадана), «на Мичигане», «в колхозной бане, колхозной бане» и прочими. «- Только все эти "подробности" уже не я в песню дописывал, а действительно народ, который "привязывал" песню к местному колориту...».
(из интервью с Г.Гладковым-Лиханским; смотрите статью: автор Борис Крайний. "Спеют «Вишни дяди Вани» и в Крыму, и в Магадане" // Экспресс-газета, 24 Июня 2002 г.).

Дмитрий Быков .
Собеседник, №20, 2004 год

 
ГостьДата: Четверг, 2008-05-01, 13.23.47 | Сообщение # 2
Группа: Гости





Наиболее интересный и важный момент, описанный в статье, касается последовательности истории проникновения песни в Магадан, где её услышали работавшие в ресторанах Магадана - М.Шуфутинский, а так же А.И.Мезенцев (впервые познакомившийся с оригинальной записью в очень ужасном качестве, вследствии чего, музыкантами его ансамбля, в песне были изменены отдельные слова и фразы). В частности, это касается замены плохо-слышимого на некачественной фонограмме слова "Расчеган", который был поменян на "Марчекан" (пригород Магадана) - эта история с заменой оригинального слова на "топоним", тоже очень интересна, так как это теперь даёт нам точно понять - откуда и почему взялось слово "Марчекан" (отличающееся только одной буквой). Теперь всё встало на свои места.
 
ГостьДата: Четверг, 2008-05-01, 16.41.47 | Сообщение # 3
Группа: Гости





Шуфутинский в силу известных обстоятельств перекочевал на далекий Бродвей, где продолжал воспевать "предприимчивость Григория и Петьки". Потом он вернулся и заехал в Днепропетровск, где Гладков пришел к нему за кулисы, «признаваться в авторстве».

Непонятно,а при чем здесь Шуфутинский?
В его исполнении этой песни нигде в записях не встречается.
К тому же каким боком он "заехал" в Днепропетровск,чтобы
встретиться с Гладковым?

 
NNДата: Воскресенье, 2008-05-04, 13.13.34 | Сообщение # 4
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 780
Статус: Offline
Quote (Гость)
Непонятно, а при чем здесь Шуфутинский?

Вот именно из-за таких ляпов можно и весь остальной текст под сомнение поставить, особенно после надоевших уже историй о якобы установленных авторах "Поручика Голицына" и "Постой, паровоз".

А, кстати, этот Дмитрий Быков - это тот Дмитрий Быков? Бывший куртуазный маньерист и литератор?

 
ГостьДата: Воскресенье, 2008-05-04, 21.55.05 | Сообщение # 5
Группа: Гости





Это был самый первый "концертный вояж" Шуфутинского по СССР (тогда ещё не развалившемуся) и в много-миллионный украинский город Днепропетровск Шуфутинский просто не мог не заехать с концертами, учитывая тот факт, что в этом городе практически сплошь живут одни русские. И в Днепропетровск, Шуфутинский разумеется приехал на гастроли, а не для специальной встречи с Гладковым-Лиханским (тот сам проявил инициативу). А тот факт, что Шуфутинский пел эту песню находясь в эмиграции в Америке, сомнения не вызывает, так как многие эмигранты вспоминали об этой песни в его исполнении в ресторанах Брайтона. Как не приходиться сомневаться и в том, что Шуфутинский, находясь в Магадане, одно время играл вместе с А.Мезенцевым (в подтверждении чему есть и фотографии), но находясь в Союзе, Шуфутинский лично вероятно не записывал эту песню "подпольно". Запись была сделана именно ансамблем Мезенцева (уже без Шуфутинского, перешедшего на работу в другой магаданский ресторан, двум первоклассным мэтрам-клавишникам по-понятным причинам было тесно в одном коллективе). А может быть, в конце-концов, автор статьи мог вполне и не знать о существовании Анатолия Мезенцева, как многие не знают о нём до сих пор (и путать его голос с голосом Шуфутинского, на известной подпольной фонограмме). Ну, а то, что Шуфутинский короткое время играл в ансамбле Мезенцева в Магадане, это факт. Может и записи когда-то даже были, но увы не сохранились (об этих "несохранившихся" записях Шуфутинского в Магадане однажды уже говорили).
В 1971-ом году, вместе с музыкантами: Игорем Логачевым, барабанщиком Леонидом Лобковским , саксофонистом Валерием Кацнельсоном и певцом Николаем Касьяновым, Шуфутинский уехал в Магадан. В магаданском ресторане "Северный'" М.Шуфутинский стал не только играть, но и петь. Репертуар состоял из песен Александра Вертинского, Петра Лещенко, и из популярных в этой среде 'блатных' песен. После возвращения из Магадана в 1974 году некоторое время работал пианистом в квартете "Аккорд", делал аранжировки для этого ансамбля. Затем Шуфутинский стал художественным руководителем популярного ВИА "Лейся, песня", который в основном исполнял песни композитора Вячеслава Добрынина.
Шуфутинский тогда делал аранжировки, аккомпанировал, но сам не пел. В 1978-ом году, ВИА "Лейся, песня" занял первое место на Всероссийском Конкурсе исполнителей эстрадной песни в Сочи. В феврале 1981-го, М.З.Шуфутинский вместе со своей семьей эмигрировал в Америку.
Так что крайне сомнительно, что бы этот материал относился к разряду "псевдо-историй о якобы установленных авторах "Поручика Голицына" и "Постой, паровоз".
 
ГостьДата: Суббота, 2009-07-25, 23.30.32 | Сообщение # 6
Группа: Гости





А когда Мезенцев говорил в интервью,что слов практически не было слышно и пришлось на обрывкать нескольких фраз написать полную песню всем коллективом и после всего этого узнается,что разница только в одном слово от оригинального текста??? Я считаю,что здесь приведен не оригинальный текст песни...Мезенцеву тоже врать нечего,он никогда не говорил,что придумывал слова один,он всегда говорил,что эта песня дошла до наших времен как раз в том виде,в котором ее дописал,спел и записал анс.Магаданцы.
 
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Ссылки по теме жанра "блатной" и "авторской" песни~ » «Поспели вишни» в саду у дяди Гриши (Новый материал о песне)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Сделать бесплатный сайт с uCoz