Пятница, 2024-04-19, 21.03.28
 dd
Главная страница сайта Северная Энциклопедия

РЕГИСТРАЦИЯ

Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Ссылки по теме жанра "блатной" и "авторской" песни~ » Статья о правах наследования твор-ва В.Ободзинского (Интересный материал)
Статья о правах наследования твор-ва В.Ободзинского
severnij-forumДата: Пятница, 2007-08-10, 21.50.41 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
В определённом смысле, проблематика "наследования" музыкального творчества певца Валерия Ободзинского, во многом сходится с идентичной проблемой "наследования" творчества Аркадия Северного, так как оба певца по большей части являлись лишь исполнителями. В творчестве В.Ободзинского очень мало песен собственного сочинения (стихов или музыки), и он, как и Аркадий Северный, в основном исполнял композиции других авторов (советских композиторов, зарубежных авторов), а так же народные песни. В данном случае, практически все песни, исполненные этими певцами, попадают под категорию "смежных прав" и имеют схожие проблемы с "законом". Статья предназначена для всех интересующихся нюансами законодательства по "авторским правам", в комментариях московского юриста.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- -------- ----------------------------

ГАЗЕТА "БИЗНЕС АДВОКАТ" № 19, 2006 г.

НАСЛЕДИЕ ОБОДЗИНСКОГО: «ЭТИ ГЛАЗА НАПРОТИВ»

Дочери Валерия Ободзинского не желают делиться отцовским наследством даже с его гражданской женой.

После смерти известного певца Валерия Ободзинского прошло уже 9 лет. И тем не менее до сих пор его дочери Анжела и Валерия не могут добиться полного обладания правами на музыкальный репертуар в исполнении отца. Права на творческое наследие родителя им приходится делить с Анной Есениной, которая считает себя гражданской женой Ободзинского. Он прожил с ней последние 4 года жизни и оформил на нее завещание на авторские права. Есенина вступила в права в декабре 2004 г., а сестры Ободзинские – в августе 2005 г. Теперь они добиваются лишения Есениной прав на наследство.
Кумира советской эстрады Валерия Ободзинского в 1960–1970 гг. сравнивали с Элвисом Пресли. Но в отличие от американского коллеги судьба отечественного «короля эстрады» была гораздо трагичнее. После ошеломительного взлета последовало падение. Певец пил, ночевал во времянках, работал сторожем. В это время с ним рядом никого не было. Были только пустота и забвение. В это время он встретил одну из своих поклонниц – Анну Есенину, с которой прожил остаток жизни. Вместе с ними жила и несовершеннолетняя дочь Ободзинского – Валерия, которая ухаживала за отцом все эти годы и на руках которой он умер.
В 1995 г. Валерий Ободзинский оформил на имя Есениной завещание на свои песни. Почти сразу после смерти артиста, в 1997 г., она заявила о вступлении в наследство, но нотариус отказал ей в этом, сославшись на то, что певец никогда не обладал правом передавать чужие авторские права. Есенина обратилась в суд. После многолетней тяжбы в декабре 2004 г. она по решению суда вступила в право наследства по завещанию. При этом, на мой взгляд, была допущена масса нарушений. Так, в своем заявлении Есенина просила суд обязать нотариуса выдать ей свидетельство о наследстве на авторские права. А суд почему-то вышел за пределы прошения, выдав ей свидетельство не только на авторские, но и на смежные права. Кроме того, рассматривая заявление Есениной, суд вопреки ч. 2 ст. 263 ГПК РФ не привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц дочерей Ободзинского – наследниц по закону в порядке первой очереди. Есенина тесно общалась с ними вплоть до 2003 г., но почему-то ни разу не упомянула о том, что отстаивает свои права на наследство Ободзинского по завещанию через суд.
Отметим, что сфера действия смежных прав – это исполнение и фонограмма (ст. 35 Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» в ред. от 20 июля 2004 г., далее – ЗоАП). Все песни в исполнении Валерия Ободзинского подпадают под категорию «смежные права», поскольку сам Валерий Владимирович музыку и тексты не сочинял. Завещание же оформил почему-то именно на авторские права.
Его дочери допускают, что, возможно, у него было авторство на несколько песен, но не более, так как авторы его репертуара – известные поэты и композиторы. Таким образом, он мог передать авторские права лишь на собственные песни, но не на те, которые сочинили другие авторы. Возникает вопрос: может, певец не знал об этих юридических тонкостях? Не думаю, поскольку перед тем, как подписывать завещание, Ободзинский наверняка поинтересовался бы, что он может оставить в наследство.
ЗоАП, четко разделяющий авторские и смежные права, был принят еще в 1993 г., тогда как завещание Ободзинский подписал в 1995 г., за 2 года до смерти.
Пока не состоялось решение суда, сестры Ободзинские были абсолютно уверены, что Есенина не вступила в право наследства по завещанию на авторские права. Тем более что для нее давно прошел полугодовой срок вступления в права наследства по завещанию (ст. 1154 ГК РФ). К тому же, они прекрасно знали, что их отец обладал только смежными правами на свои песни.
Судья, вынося решение по жалобе Есениной, руководствовалась почему-то не действующим ЗоАП, а частью четвертой Гражданского кодекса РСФСР от 1991 г., хотя был уже декабрь 2004 г.
Считая, что их права наследования нарушены, сестры в соответствии с ч. 1 ст. 376 ГПК РФ обратились в надзорный суд с жалобой, в которой настаивали на том, что решение, по которому Есенина вступила в права, должно быть отменено в силу ст. 387 и п. 4 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ (п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»).
В марте 2005 г. сестры Ободзинские обратились ко мне с просьбой представлять их интересы и уже в конце августа того же года по решению суда стали обладателями смежных прав на песни в исполнении Валерия Ободзинского, так как было множество доказательств их фактического принятия наследства согласно ст. 1153 ГК РФ: проведение концертов памяти отца, выпуск музыкальных дисков, создание сайта его имени и т. п. Однако Анна Есенина также осталась правообладательницей наследия Ободзинского. Сестры Ободзинские считают, что это несправедливо, и будут добиваться единоличного обладания наследием отца.
В завещании всегда должна быть четко выражена воля завещателя. Само завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства (ст. 1118 ГК РФ). В обязанности нотариуса входит объяснить завещателю содержание его воли, а также юридические последствия завещания. Думается, что если бы Валерий Ободзинский желал передать смежные права, то изъявил бы эту волю в завещании. В момент составления завещания, то есть в сентябре 1995 г., уже действовал ЗоАП, и не знать об этом нотариус не могла.
К сожалению, в российской юридической практике по авторскому праву нередко возникают ошибки, имеющие далеко идущие последствия.

Дмитрий ЦОЙ,
юрист

От редакции:
Предоставив доверенному лицу сестер Ободзинских возможность изложить свою позицию, редакция оставляет за собой право дистанцироваться от данной точки зрения. Мы готовы дать слово Анне Есениной, а также специалистам в области авторского права, имеющим собственное мнение по поводу спорной ситуации.

© Домашний адвокат, Москва
Email: info@bestlawyers.ru

Сообщение отредактировал severnij-forum - Пятница, 2007-08-10, 21.57.13
 
ГостьДата: Суббота, 2007-08-11, 01.57.18 | Сообщение # 2
Группа: Гости





Так вот все последние СД-диски Ободзинского (изданная в 2006 году коллекционная Антология из семи компактов) впервые видел с грамотным и толковым оформлением всех "смежных прав на репертуар". Под трек-листом песен на каждом диске чётко был указан целый список авторов (поэтов и композиторов), и "наследников" (если автор уже умер) со значком "копирайта":
(с) В.Мигуля, (с) В.Харитонов, (с) Д.Тухманов и так далее, а так же (с) Наследники Я.Френкеля, (с) Наследники А.Вертинского и т.д. Абсолютно у каждой песни были указаны авторы, в том числе и все иностранные (песен-переделок).
Вот так по уму должно быть сделано и у Аркадия Северного на дисках, с полным перечислением тех авторов, чьё авторство установлено, а не идиотское "автор неизвестен", или вообще маразматическое вырезание песен того же Высоцкого (из-за жлобского нежелания Фрумина платить "авторские").
 
ГостьДата: Понедельник, 2007-09-03, 09.31.23 | Сообщение # 3
Группа: Гости





ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ:

ДОЧКИ ВАЛЕРИЯ ОБОДЗИНСКОГО ПЫТАЮТСЯ ОБМАНОМ ОСПОРИТЬ ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА.
/Экспресс газета, №46(615)/

Три года назад первая жена звезды 60 - 70-х певца Валерия ОБОДЗИНСКОГО Нелли КУЧКИЛЬДИНА и ее взрослые дочери Анжела и Лера обрушились с обвинениями на вдову певца Анну ЕСЕНИНУ: якобы она обманом присвоила все права на его творческое наследие («ЭГ» № 49, 2003). В защиту Анны тогда выступили бывший администратор Ободзинского Павел ШАХНАРОВИЧ и подруга певца Светлана СИЛАЕВА. Они напомнили, что в трудные для Валерия времена Нелли Ивановна с дочками выгнали его из дома и бросили на произвол судьбы, а Есенина приютила его и помогла вернуться на сцену. Певец сам завещал все Анне, а не детям. Однако Анжела и Лера не успокоились.

Видит Бог, я долго молчала, но моему терпению пришел конец, - призналась Анна Есенина. - В своих интервью Анжела и Лера постоянно называют меня то Поклонницей Валеры, тс, его администратором. В общем, пытаются представить каким-то «левым» человеком. Между тем я прожила с Валерой в гражданском браке с ноября 1991 года до дня, его смерти - 26 апреля 1997 года. И на протяжении этого времени занималась всеми его делами: собирала по филармониям документы для оформления ему пенсии, пробивала передачи на радио и ТВ, организовывала запись песен и выпуск дисков, вела переговоры о концертах. Валера мне полностью доверил и даже официальном оформил на меня доверенность. А в 1995 году он составил завещание на мое имя. «Если со мной что-то случится, я хочу, чтобы моим творчеством занималась Аня», -сказал он.

ПОХОРОНЫ

- У бывшей жены и дочек Валерий в то время никакого интереса не вызывал, - продолжает Есенина. - Анжела и Лера долгие годы не поддерживали с ним отношений. Лишь после выхода в январе 1992 года телепередачи о певце они стали его навещать. Сначала приезжала в основном старшая дочка Анжела. Она тогда не работала и страшно пила. Я полгода вела с ней беседы и убедила ее в необходимости лечиться. Со временем начала «зависать» у нас и младшая дочка Лера. Она все время была со стеклянными глазами. Валера понаблюдал за ней и, исходя из своего опыта понял, что она сидит на наркоте. Пришлось мне заняться и ее лечением. Когда Валера умер, Лера находилась дома вместе со мной. Пока я бегала в поликлинику, она позвонила матери. Нелли Ивановна сразу приехала. Сидела у меня до пяти утра, пила водку и горевала. А утром вместе со своим тогдашним мужем Анджеем уехала в Польшу, где у них был какой-то бизнес. Она даже не поинтересовалась, есть ли у меня на что хоронить Валеру. Вслед за ней уехала и Лера. А Анжела один раз позвонила и спросила, где и когда будут похороны. С организацией мне помогала вторая жена Валеры Лолита Львовна. А Нелли Ивановна и девочки появились только на самих похоронах.

СКАНДАЛ

- Скандал начался с того, что в 2004 году фирма «Бомба-Мьюзик», которая прекрасно знала о моем существовании и ранее уже имела со мной дело, без моего разрешения выпустила двойной альбом Валеры, возмущается Анна. - Когда я поинтересовалась, на каком основании они это сделали, директор «Бомбы» заявил, что все права им передала фирма «Мелодия», которая в свою очередь купила их у девочек. Я знала, что на «Мелодии» работает Лера. «Но как «Мелодия» могла купить у девочек права, которые им не принадлежат и никогда не принадлежали?!» - недоумевала я. «Финансовый директор «Мелодии» - племянник Бориса Грызлова, - объяснил мне директор «Бомбы». - И всем, кто с ним не согласен, он грозит дядей». А потом появился на горизонте адвокат девочек - некий Дмитрий Цой. Он начал везде бегать и вымогать деньга за использование имении песен Валеры. По имеющейся у меня информации с его помощью девочки получили по 13 тысяч долларов. А осенью 2005 года Цой обратился на Телеканал «Россия» и, грозя судом, потребовал 2 тысячи долларов у создателей документального фильма о Валере. В ответ они предъявили договор, который с ними безвозмездно заключила я. Тогда он позвонил мне и сказал, что ему нужно со мной встретиться и посмотреть мои документы. «У нас есть решение суда, по которому все права принадлежат Анжеле и Л ере, -заявил он. - Вам лучше договориться с нами и добровольно отдать все деньги, которые вы получили со дня смерти Валерия Владимировича».

Я выяснила, что это решение было принято в Мещанском суде. И отправилась к судье Ануфриевой, которая его вынесла. Она была очень удивлена, что девочки ничего не сказали о существовании завещания в мою пользу. И выдала мне копию решения. Ознакомившись с этим документом, я была удивлена ничуть не меньше. Спустя восемь лет после смерти отца Анжела и Лера просили суд признать их наследницами принадлежавших ему смежных прав. Якобы они не знали, что смежные права входят в общую наследственную массу, и из-за этого пропустили установленный законом для принятия наследства шестимесячный срок. Потом они якобы обращались в нотариальную контору № 6 с заявлением об открытии наследственного дела, но получили отказ нотариуса, а когда повторно отправили заявление по почте, вообще не получили никакого ответа. Но это вранье! Согласно статье 1155 Гражданского кодекса РФ, для восстановления пропущенного срока принятия наследства нужна серьезная причина. У них такой причины не было. Они с самого начала прекрасно знали, что Валера завещал смежные права мне. Да, после заложения «звезды», когда они решили отобрать у меня права, они действительно ездили в нотариальную контору и получили там отказ. Но вовсе не потому, что они пропустили срок, а потому что существовало завещание.

В Гражданском кодексе есть статья 1117 «Недостойные наследники». И я сейчас подала заявление в суд с требованием признать Анжелу и Леру таковыми.

Михаил Филимонов
Экспресс газета, №46(615)

 
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Ссылки по теме жанра "блатной" и "авторской" песни~ » Статья о правах наследования твор-ва В.Ободзинского (Интересный материал)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Сделать бесплатный сайт с uCoz