Пятница, 2024-04-19, 09.50.06
 dd
Главная страница сайта Северная Энциклопедия

РЕГИСТРАЦИЯ

Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Фёдор Иванович Шаляпин (Великий русский бас)
Фёдор Иванович Шаляпин
ГостьДата: Суббота, 2010-07-17, 09.56.26 | Сообщение # 1
Группа: Гости





Помимо оперных арий изумительно исполнял русские народные песни
Акустические записи пластинок «гигант» общества «Граммофон» 1907-1912 и прочее
5 взаимосвязанных архивов/473mb/192kbsp
http://www.megaupload.com/?d=DOLGY439
http://www.megaupload.com/?d=QQPA10CS
http://www.megaupload.com/?d=UQSZMAMT
http://www.megaupload.com/?d=I02SUNPX
http://www.megaupload.com/?d=CC727XRR
 
ГостьДата: Суббота, 2010-07-17, 18.24.44 | Сообщение # 2
Группа: Гости





Федор Иванович Шаляпин (1873-1938), русский певец (бас), народный артист Республики (1918). Большинство партий впервые исполнил на сцене Московской частной русской оперы (1896-99), пел в Большом и Мариинском театрах. Представитель русского реалистического исполнительского искусства. Создал галерею разнохарактерных образов, раскрывая сложный внутренний мир героя.

Среди лучших партий Шаляпина — Борис («Борис Годунов» композитора Модеста Петровича Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Шарля Гуно и «Мефистофель» Арриго Бойто), а также Мельник («Русалка» Александра Сергеевича Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки). Камерный певец (русские народные песни, романсы), режиссер, художник. С 1922 за рубежом. В 1984 году прах Шаляпина перенесен из Парижа в Москву.

Федор Шаляпин родился 13 февраля 1873 года в Казани на Рыбнорядской (Пушкина) улице, в семье вятского крестьянина.

На ул. Куйбышева, в прошлом Рыбнорядской, стоит дом № 14, во дворе которого родился великий певец и артист. Об этом напоминает мемориальная доска.

Отец Шаляпина служил в земской управе, мать несла тяжелую поденную работу. Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Наконец, Шаляпиным удалось устроить Федю в 6-е городское четырехклассное училище. Он оканчивает его с похвальной грамотой.

Дочь Шаляпина Ирина вспоминает, как отец Федор Иванович рассказывал ей: «Однажды отец пришел пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня. Я убежал в поле к озеру Кабан, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет.., летит». Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань: Татарское книжное издательство, 1977, с. 340.

Федор Шаляпин - легендарный певец (бас). Обладал мощным, гибким богатым тембровыми оттенками голосом, огромным драматическим дарованием. Пел в Московской частной опере, Мариинском и Большом театрах. С 1922 года выступал только за рубежом.

Еще:

«Федор Иванович Шаляпин родился 1 ноября (13 февраля) 1873 года в Казани в бедной семье крестьянина из деревни Сырцово Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина. Мать - Евдокия (Авдотья) Михайловна (урожденная Прозорова) была родом из деревни Дудинской той же губернии. Уже в детском возрасте у Федора обнаружился красивый голос (дискант), и он часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден был работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста».

Его высокий бас, поставленный от природы, с бархатистым мягким тембром звучал полнокровно, мощно и обладал богатейшей палитрой вокальных интонаций.

В 1918 году Федор Шаляпин «...был первым из деятелей искусств, удостоенных звания народного артиста Республики.

Его репертуар включал до 400 песен, романсов и других жанров камерно-вокальной музыки. В число шедевров исполнительского мастерства вошли «Блоха», «Забытый», «Трепак» Мусоргского, «Ночной смотр» Глинки, «Пророк» Римского-Корсакова, «Два гренадера» Роберта Шумана, «Двойник» Ф. Шуберта, а также русские народные песни «Прощай, радость», «Не велят Маше за реченьку ходить», «Из-за острова на стрежень». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 160.

Еще:

Семья Шаляпиных жила бедно. Поэтому Федю рано отдали учиться ремеслу у сапожника, а потом у токаря. Наконец Шаляпиным удалось устроить сына в 6-е городское училище. Здесь Федор встретил замечательного учителя Н. В. Башмакова, большого любителя пения. Страсть к искусству проявилась в мальчике рано. Отец купил на толкучке для сына скрипку за два рубля и тот самостоятельно учился тянуть смычок, постигая азы музыкальной грамоты. Однажды регент Щербицкий, сосед Шаляпина в Суконной слободе, где тогда жила семья, привел мальчугана в церковь Варвары-великомученицы и они вдвоем басом и дискантом спели всенощную, а потом и обедню. С этих пор Шаляпин стал постоянно петь в церковном хоре, зарабатывая та5кже пением на свадьбах, похоронах и молебнах.

В 1883 году Ф. И. Шаляпин в первый раз попал в театр. Ему удалось достать билет на галерку. Давали «Русскую свадьбу» П. П. Сухонина. Вспоминая этот день, Шаляпин писал позднее: «И вот, я на галерке театра… Вдруг занавес дрогнул, поднялся и я сразу обомлел очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса.

Посещение театра решило судьбу Федора Ивановича Шаляпина. Мальчик стремился попасть едва ли не на каждый спектакль. В 80-е годы XIX века на сцене казанского театра играли замечательные мастера. Газеты восхищались игрой Писарева, Андреева-Бурлака, Свободиной-Барышевой, Иванова-Казельского и других. Не удивительно, что десятилетний мальчик всерьез увлекся театром. В 1886 году появилась в городе и оперная труппа Медведева. Большое впечатление произвела на юного Шаляпина опера М. И. Глинки «Иван Сусанин». Федор Шаляпин делает выбор - он хочет быть артистом. Отец пытался приставить сына к «делу» и отправил его в Арское училище, обучаться на столяра. Но вскоре заболела его мать, и для ухода за ней Федор возвращается в Казань.

На казанской сцене состоялись дебюты Федора Ивановича Шаляпина как артиста и певца. Сначала он работает в театре статистом, а в 1889 году впервые поет сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы». Казань орденоносная. Сборник. Сост. А.В. Гарзавина и М.С. Глухов. - Казань: Таткнигоиздат, 1987, с. 135 - 137.

Федор Шаляпин. Страницы из моей жизни

Я помню себя пяти лет.

Темным вечером осени я сижу на полатях у мельника Тихона Карповича в деревне Ометевой около Казани, за Суконной слободой. Жена мельника, Кирилловна, моя мать и две-три соседки прядут пряжу в полутемной комнате, освещенной неровным, неярким светом лучины. Лучина воткнута в железное держальце - светец; отгорающие угли падают в ушат с водой, и шипят и вздыхают, а по стенам ползают тени, точно кто-то невидимый развешивает черную кисею. Дождь шумит за окнами; в трубе вздыхает ветер.

Прядут женщины, тихонько рассказывают друг другу страшные истории о том, как по ночам прилетают к молодым вдовам покойники, их мужья. Прилетит умерший муж огненным змеем, рассыплется над трубой избы снопом искр и вдруг явится в печурке воробушком, а потом превратился в любимого, по ком тоскует женщина.

Целует она его, милует, но, когда хочет обнять, - просит не трогать его спину.

- Это потому, милые мои, - объясняла Кирилловна, что спины у него нету, а на месте ее зеленый огонь, да такой, что, коли тронуть его, так он сожгет человека с душой вместе…

К одной вдове из соседней деревни долго летал огненный змей, так что вдова начала сохнуть и задумываться. Заметили это соседи; узнали, в чем дело, и велели ей наломать лутошек в лесу да перекрестить ими все двери и окна и всякую щель, где какая есть. Так она и сделала, послушав добрых людей. Вот прилетел змей, а в избу-то попасть и не может. Обратился со зла огненным конем, да так лягнул ворота, что целое полотнище свалил…

Все эти рассказы очень волновали меня: и страшно и приятно было слушать их. Думалось: какие удивительные истории есть на свете…

Вслед за рассказами женщины, под жужжание веретен, начинали петь заунывные песни о белых пушистых снегах, о девичьей тоске и о лучинушке, жалуясь, что она неясно горит. А она и в самом деле неясно горела. Под грустные слова песни душа моя тихонько грезила о чем-то, я летал над землею на огненном коне, мчался по полям среди пушистых снегов, воображал бога, как он рано утром выпускает из золотой клетки на простор синего неба солнце - огненную птицу.

Особенной радостью насыщали меня хороводы, которые устраивались дважды в год: на семик и на спаса.

Приходили девушки в алых лентах, в ярких сарафанах, нарумяненные и набеленные. Парни тоже приодевались как-то особенно; все становились в круг и, ведя хоровод, пели чудесные песни. Поступь, наряды, праздничные лица людей - все рисовало какую-то иную жизнь, красивую и важную, без драк, ссор, пьянства.

Случилось, что отец пошел со мной в город в баню.

Стояла глубокая осень, была гололедица. Отец поскользнулся, упал и вывихнул ногу себе. Кое-как добрались до дома, - мать пришла в отчаяние:

- Что с нами будет, что будет? - твердила она убито.

Утром отец послал ее в управу, чтобы она рассказала секретарю, почем отец не может явиться на службу.

- Пускай пришлет кого-нибудь увериться, что я взаправду болен! Прогонят, дьяволы, пожалуй…

Я уже понимал, что, если отца прогонят со службы, положение наше будет ужасно, хоть по миру иди! И так уж мы ютились в деревенской избушке за полтора рубля в месяц. Очень памятен мне страх, с которым отец и мать произносили слово:

- Прогонят со службы!

Мать пригласила знахарей, людей важных и жутких, они мяли ногу отцу, натирали ее какими-то убийственно пахучими снадобьями, даже, помнится, прижигали огнем. Но все-таки отец очень долго не мог встать с постели. Этот случай заставил родителей покинуть деревню и, чтобы приблизиться к месту службы отца, мы переехали в город на Рыбнорядскую улицу в дом Лисицына, в котором отец и мать жили раньше, и где я родился в 1873 году.

Мне не понравилась шумная, грязноватая жизнь города. Мы помещались все в одной комнате - мать, отец, я и маленькие брат с сестрой. Мне было тогда лет шесть-семь лет. Мать уходила на поденщину - мыть полы, стирать белье, а меня с маленькими запирала в комнате, на целый день с утра до вечера. Жили мы в деревянной хибарке и - случись пожар - запертые, мы сгорели бы. Но все-таки я ухитрялся выставлять часть рамы в окне, мы все трое вылезали из комнаты и бегали по улице, не забывая вернуться домой к известному часу.

Раму я снова аккуратно заделывал, и все оставалось шито-крыто.

Вечером, без огня, в запертой комнате было страшно; особенно плохо я чувствовал себя, вспоминая жуткие сказки и мрачные истории Кирилловны, все казалось, что вот явится баба-яга и кикимора. Несмотря на жару, мы все забивались под одеяло и лежали молча, боясь высунуть головы, задыхаясь. И когда кто-нибудь из троих кашлял или вздыхал, мы говорили друг другу:

- Не дыши, тише!

На дворе - глухой шум, за дверью - осторожные шорохи… Я ужасно радовался, когда слышал, как руки матери уверенно и спокойно отпирают замок двери. Эта дверь выходила в полутемный коридор, который был «черным ходом» в квартиру какой-то генеральши. Однажды, встретив меня в коридоре, генеральша ласково заговорила со мною о чем-то и потом осведомилась, грамотен ли я.

- Нет.

- Вот, заходи ко мне, сын мой будет учить тебя грамоте!

Я пришел к ней, и ее сын, гимназист лет 16-ти, сразу же, как будто он давно ждал этого, - начал учить меня чтению; читать я выучился довольно быстро, к удовольствию генеральши, и она стала заставлять меня читать ей вслух по вечерам.

Вскоре мне попала в руки сказка о Бове Королевиче, - меня очень поразило, что Бова мог просто метлой перебить и разогнать стотысячное войско. «Хорош парень! - думал я. - Вот бы мне так-то!» Возбужденный желанием подвига, я выходил на двор, брал метлу и яростно гонял кур, за что куровладельцы нещадно били меня.

Мне было лет 8, когда на святках или на пасхе я впервые увидал в балагане паяца Яшку. Яков Мамонов был в то время знаменит по всей Волге как «паяц» и «масляничный день».

Очарованный артистом улицы я стоял перед балаганом до той поры, что у меня коченели ноги, и рябило в глазах от пестроты одежд балаганщиков.

- Вот это - счастье быть таким человеком, как Яшка! - мечтал я.

Все его артисты казались мне людьми, полными неистощимой радости; людьми, которым приятно паясничать, шутить и хохотать. Не раз я видел, что, когда они вылезают на террасу балагана - от них вздымается пар, как от самоваров, и, конечно, мне и в голову не приходило, что это испаряется пот, вызванный дьявольским трудом, мучительным напряжением мускулов. Не берусь сказать вполне уверенно, что именно Яков Мамонов дал первый толчок, незаметно для меня пробудивший в душе моей тяготение к жизни артиста, но, может быть, именно этому человеку, отдавшему себя на забаву толпы, я обязан рано проснувшемуся во мне интересу к театру, к «представлению», так не похожему на действительность. Скоро я узнал, что Мамонов - сапожник, и что впервые он начал «представлять» с женою, сыном и учениками своей мастерской, из них он составил свою первую труппу. Это еще более подкупило меня в его пользу, - не всякий может вылезать из подвала и подняться до балагана! Целыми днями я проводил около балагана и страшно жалел, когда наступал великий пост, проходила пасха и Фомина неделя, - тогда площадь сиротела, и парусину с балаганов снимали, обнажались тонкие деревянные ребра, и нет людей на утоптанном снегу, покрытом шелухою подсолнухов, скорлупой орехов, бумажками от дешевых конфет. Праздник исчез, как сон. Еще недавно все здесь жило шумно и весело, а теперь площадь - точно кладбище без могил и крестов.

Долго потом мне снились необычные сны: какие-то длинные коридоры с круглыми окнами, из которых я видел сказочно-красивые города, горы, удивительные храмы, каких нет в Казани, и множество прекрасного, что можно видеть только во сне и панораме.

Однажды я, редко ходивший в церковь, играя вечером в субботу неподалеку от церкви св. Варлаамия, зашел в нее. Была всенощная. С порога я услышал стройное пение. Протискался ближе к поющим, - на клиросе пели мужчины и мальчики. Я заметил, что мальчики держат в руках разграфленные листы бумаги; я уже слышал, что для пения существуют ноты, и даже где-то видел эту линованную бумагу с черными закорючками, понять которые, на мой взгляд, было невозможно. Но здесь я заметил нечто уж совершенно недоступное разуму: мальчики держали в руках хотя и графленую, но совершенно чистую бумагу, без черных закорючек. Я должен был много подумать, прежде чем догадался, что нотные знаки помещены на той стороне бумаги, которая обращена к поющим. Хоровое пение я услышал впервые, и оно мне очень понравилось.

Вскоре после этого мы снова переехали в Суконную слободу, в две маленькие комнатки подвального этажа. Кажется, в тот же день я услышал над головою у себя церковное пение и тотчас же узнал, что над головою у себя церковное пение и тотчас же узнал, что над нами живет регент и сейчас у него - спевка. Когда пение прекратилось и певчие разошлись, я храбро отправился наверх и там спросил человека, которого даже плохо видел от смущения, - не возьмет ли он меня в певчие. Человек молча снял со стены скрипку и сказал мне:

- Тяни за смычком!

Я старательно «вытянул» за скрипкой несколько нот, тогда регент сказал: - Голос есть, слух есть. Я тебе напишу ноты, - выучи!

Он написал на линейках бумаги гамму, объяснил мне, что такое диез, бемоль и ключи. Все это сразу заинтересовало меня. Я быстро постиг премудрость и через две всенощные уже раздавал певчим ноты по ключам. Мать страшно радовалась моему успеху, отец - остался равнодушным, но все-таки выразил надежду, что если буду хорошо петь, то, может быть, приработаю хоть рублевку в месяц к его скудному заработку. Так и вышло: месяца три я пел бесплатно, а потом регент положил мне жалованье - полтора рубля в месяц.

Регента звали Щербинин, и это был человек особенный: он носил длинные, зачесанные назад волосы и синие очки, что придавало ему вид очень строгий и благородный, хотя лицо его было уродливо изрыто оспой. Одевался он в какой-то широкий черный халат без рукавов ,крылатку, на голове носил разбойничью шляпу и был немногоречив. Но несмотря на все свое благородство, пил он так же отчаянно, как и все жители Суконной слободы, и так как он служил писцом в окружном суде, то и для него 20-е число было роковым. В Суконной слободе, больше чем в других частях города, после 20-го люди становились жалки, несчастны и безумны, производя отчаянный кавардак с участием всех стихий, и всего запаса матерщины. Жалко мне было регента, и когда я видел его дико пьяным - душа моя болела за него.

Мне было лет двенадцать, когда я в первый раз попал в театр. Случилось это так: в духовном хоре, где я пел, был симпатичный юноша Панкратьев. Ему было уже лет 17, но он пел все еще дискантом…

Так вот, как-то раз за обедней Панкратьев спросил меня - не хочу ли я пойти в театр? У него есть лишний билет в 20 копеек. Я знал, что театр - большое каменное здание с полукруглыми окнами. Сквозь пыльные стекла этих окон на улицу выглядывает какой-то мусор. Едва ли в этом доме могут делать что-нибудь такое, что было бы интересно мне.

- А что там будет? - спросил я.

- «Русская свадьба» - дневной спектакль.

Свадьба? Я так часто певал на свадьбах, что эта церемония не могла уже возбуждать мое любопытство. Если бы французская свадьба, это интереснее. Но все-таки я купил билет у Панкратьева, хотя и не очень охотно.

И вот я на галерке театра. Был праздник. Народа много. Мне пришлось стоять, придерживаясь руками за потолок.

Я с изумлением смотрел в огромный колодезь, окруженный по стенам полукруглыми местами, на темное дно его, установленное рядами стульев, среди которых растекались люди. Горел газ, и запах его остался для меня на всю жизнь приятнейшим запахом. На занавесе была написана картина: «Дуб зеленый, златая цепь на дубе том» и «кот ученый все ходит по цепи кругом», - Медведевский занавес. Играл оркестр. Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Предо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривая друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса.

Занавес опускался, а я все стоял, очарованный сном наяву, которого я никогда не видал, но всегда ждал его, жду и по сей день. Люди кричали, толкали меня, уходили и снова возвращались, а я все стоял. И когда спектакль кончился, стали гасить огонь, мне стало грустно. Не верилось, что эта жизнь прекратилась.

У меня затекли руки и ноги. Помню, что я шатался, когда вышел на улицу.

Я понял, что театр - это несравненно интереснее балагана Яшки Мамонова. Было странно видеть, что на улице день и бронзовый Державин освещен заходящим солнцем. Я снова воротился в театр и купил билет на вечернее представление…

Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым. Возвращаясь домой по пустынным улицам, видя, точно сквозь сон, как редкие фонари помигивают друг другу, я останавливался на тротуарах, вспоминал великолепные речи актеров декламировал, подражая мимике и жестам каждого.

- Царица я, но - женщина и мать! - возглашал я в ночной тишине, к удивлению сонных сторожей. Случалось, что хмурый прохожий останавливался передо мною и спрашивал:

- В чем дело?

Сконфуженный, я убегал от него, а он, глядя вслед мне, наверное, думал6 пьян, мальчишка!

…Я сам не понимал, почему в театре о любви говорят красиво, возвышенно и чисто, а в Суконной слободе любовь - грязное похабное дело, возбуждающее злые насмешки? На сцене любовь вызывает подвиги, а в нашей - мордобои. Что же - есть две любви? Одна считается высшим счастьем жизни, а другая - распутством и грехом? Разумеется, я в то время не очень задумывался над этим противоречием, но, конечно, я не мог не видеть его. Уж очень оно било меня по глазам и по душе…

Когда я спрашивал отца, можно ли идти в театр, он не пускал меня. Он говорил:

- В дворники надо идти, скважина, в дворники, а не в театр! Дворником надо быть, и будет у тебя кусок хлеба, скотина! А что в театре хорошего? Ты вот не захотел мастеровым быть и сгниешь в тюрьме. Мастеровые вон как живут6 сыты, одеты, обуты.

Я видел мастеровых по большей части оборванными, босыми, полуголодными и пьяными, но верил отцу.

- Ведь я же работаю, переписываю бумаги, - говорил я. - Уж сколько написал…

Он грозил мне: Кончишь учиться, я тебя впрягу в дело! Так и знай, лоботряс!». Коллектив. Казань в художественной литературе. Сост. В. Аристов, А. Каримуллин, В. Климентовский. - Казань, 1977, с. 130 - 138.

Среди лучших партий Федора Шаляпина — Борис («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мефистофель («Фауст» Ш. Гуно и «Мефистофель» А. Бойто), а также Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Иван Грозный («Псковитянка» Н. А. Римского-Корсакова), Сусанин («Иван Сусанин» М. И. Глинки). Камерный певец (русские народные песни, романсы), режиссер, художник. С 1922 за рубежом. В 1984 прах Шаляпина перенесен из Парижа в Москву.

Еще:

«Любовь к песне привела Федю в церковный хор. Потом ему удается достать билет в театр на «галерку».

Вспоминая этот день, Федор Шаляпин писал позднее: «...И вот я на галерке театра... Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Передо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривали друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса».

Выйдя в тот день с дневного представления, Федя взял билет на вечернее. Давали «Медею». И снова он был поражен увиденным.

«...Театр свел меня с ума, сделал почти невменяемым. Возвращаясь домой по пустынным улицам, видя, точно сквозь сон, как редкие фонари подмигивали друг другу, я останавливался на тротуарах, вспоминая великолепные речи актеров и декламировал, подражая мимике и жестам каждого:

-Царица я, но - женщина и мать! - возглашал я в ночной тишине, к удивлению сонных сторожей.

Случалось, что хмурый прохожий останавливался передо мною и спрашивал:

-В чем дело?

Сконфуженный, я убегал от него, а он, глядя вслед мне, наверное, думал: пьян мальчишка.

...Посещение театра решает судьбу Федора Ивановича Шаляпина.

Творческий путь Федора Шаляпина глубоко народен. Истоки его - русская песня. Совсем юным он нанимается в увеселительный хор Серебрякова, здесь происходит его встреча с Максимом Горьким. Горького в хор приняли, а Шаляпина нет. Не познакомившись друг с другом, они расстаются, чтобы встретиться в Нижнем Новгороде в 1900 году и подружиться на всю жизнь.

17-летний Шаляпин покидает Казань, едет в Уфу, подписав контракт на летний сезон к Семенову-Самарскому».

«Будучи в Париже, Федор Шаляпин писал Горькому в 1928 году: «Взгрустнул маленько, как прочитал в письме о твоем пребывании в Казани. Как перед глазами вырос в памяти моей этот прекраснейший (для меня, конечно) из всех городов мира - город! Вспомнил мою разнообразную жизнь в нем, счастье и несчастье... и чуть не заплакал, остановив воображение у дорогого Казанского городского театра...» Белокопытов В., Шевченко Н. Их именами названы улицы Казани. - Казань, 1977, с.342-343.

Семья Шаляпиных жила «...также в Собачьем переулке (ныне улица Некрасова, дом 27), Татарской слободе в маленькой комнате над кузницей (ныне улица Кирова, дом 64, дом не сохранился)... Федор Шаляпин Пел в хоре Духосошественской церкви (ныне улица Луковского, дом 21, где сейчас размещается театр кукол), а также - Варварьинской церкви (ныне улица К. Маркса, дом 67)». Амиров К. Казань: где эта улица, где этот дом? Справочник улиц города Казани. -Казань, 1995, с.289-290.

30 декабря 1890 года в Уфе Федор Иванович Шаляпин впервые спел сольную партию.

«В Уфе 18 декабря 1890 года он впервые спел сольную партию. Из воспоминаний самого Федора Шаляпина: «По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. Когда однажды один из баритонов труппы внезапно, накануне спектакля, почему-то отказался от роли Стольника в опере Монюшко «Галька», а заменить его в труппе было некем, то антрепренер Семенов-Самарский обратился ко мне - не соглашусь ли я спеть эту партию. Несмотря на мою крайнюю застенчивость, я согласился. Это было слишком соблазнительно: первая в жизни серьезная роль. Я быстро разучил партию и выступил.

Несмотря на печальный инцидент (я сел на сцене мимо стула), Семенов-Самарский все же был растроган и моим пением, и добросовестным желанием изобразить нечто похожее на польского магната. Он прибавил мне к жалованью пять рублей и стал также поручать мне и другие роли. Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула. Всю последующую карьеру я, однако, зорко следил за креслом и опасался не только сесть мимо, но и садиться в кресло другого». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 155 - 156.

29 июня 1922 года Федор Иванович Шаляпин уезжает из России в эмиграцию, официально - на гастроли.

«Решение покинуть Россию к Шаляпину пришло не сразу. Из воспоминаний певца:

«Если из первой моей поездки за границу я вернулся в Петербург с некоторой надеждой как-нибудь вырваться на волю, то из второй я вернулся домой с твердым намерением осуществить эту мечту. Я убедился, что за границей я могу жить более спокойно, более независимо, не отдавая никому ни в чем никаких отчетов, не спрашивая, как ученик приготовительного класса, можно ли выйти или нельзя…

Жить за границей одному, без любимой семьи, мне не мыслилось, а выезд со всей семьей был, конечно, сложнее - разрешат ли? И вот тут - каюсь - я решил покривить душою. Я стал развивать мысль, что мои выступления за границей приносят советской власти пользу, делают ей большую рекламу. «Вот, дескать, какие в «советах» живут и процветают артисты!» Я этого, конечно, не думал. Всем же понятно, что если я неплохо пою и неплохо играю, то в этом председатель Совнаркома ни душой, ни телом не виноват, что таким уж меня, задолго до большевизма, создал Господь Бог. Я это просто бухнул в мой профит.

К моей мысли отнеслись, однако, серьезно и весьма благосклонно. Скоро в моем кармане лежало заветное разрешение мне выехать за границу с моей семьей…

Однако в Москве оставалась моя дочь, которая замужем, моя первая жена и мои сыновья. Я не хотел подвергать их каким-нибудь неприятностям в Москве и поэтому обратился к Феликсу Дзержинскому с просьбой не делать поспешных заключений из каких бы то ни было сообщений обо мне иностранной печати. Может ведь найтись предприимчивый репортер, который напечатает сенсационное со мною интервью, а оно мне и не снилось.

Дзержинский меня внимательно выслушал и сказал: - «Хорошо».

Спустя две-три недели после этого, в ранее летнее утро, на одной из набережных Невы, поблизости от Художественной Академии, собрался небольшой кружок моих знакомых и друзей. Я с семьей стоял на палубе. Мы махали платками. А мои дражайшие музыканты Мариинского оркестра, старые мои кровные сослуживцы, разыгрывали марши.

Когда же двинулся пароход, с кормы которого я, сняв шляпу, махал ею и кланялся им - то в этот грустный для меня момент, грустный потому, что я уже знал, что долго не вернусь на родину, - музыканты заиграли «Интернационал»…

Так, на глазах у моих друзей, в холодных прозрачных водах Царицы-Невы растаял навсегда мнимый большевик - Федор Шаляпин». Самин Д. К. Самые знаменитые эмигранты России. - М.: Вече, 2000, с. 158 - 159.

Федор Шаляпин умер 12 апреля 1938 года.

 
ГостьДата: Суббота, 2010-07-17, 18.35.00 | Сообщение # 3
Группа: Гости





Гость 1, спасибо Вам!
 
ГостьДата: Суббота, 2010-07-17, 18.52.47 | Сообщение # 4
Группа: Гости





Био совершено не отвечает даже стандартам. В Википедии шире расписано.
А ведь 100 лет назад конверты на пластинки ума поди не хватaло делать, наверно в пергамент пласты обували.
Интересно как запись производили, на проволоку штоли.
 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 11.40.06 | Сообщение # 5
Группа: Гости





Великий Шаляпин (Great Shalyapin, the movie)
Фильм рассказывает о творческой судьбе великого певца Федора Шаляпина. В картине используются редкие фото и киноматериалы. Фильм можно посмотреть на Ю-Тубе:
http://www.youtube.com/watch?v=-NVikeAZt_M
http://www.youtube.com/watch?v=4stza8LqEkc
http://www.youtube.com/watch?v=lY9viJQg6oY
http://www.youtube.com/watch?v=BmrOn4ZB_8g
http://www.youtube.com/watch?v=PfDNX9jmioE
http://www.youtube.com/watch?v=mSKlbcOAd8A
http://www.youtube.com/watch?v=NkXszqizd6c
http://www.youtube.com/watch?v=IZQu41I5oZU
http://www.youtube.com/watch?v=u5Re7YxiScQ
 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 13.38.45 | Сообщение # 6
Группа: Гости





Слушать Шаляпина противно, нету никакого кайфа. К чему на данный форум сливают всё подряд и картавых и очинь плёхо поюших по-рюсски. Теперь ещё этого Карабаса-Барабаса, поющего басом. Мрак.
 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 13.53.11 | Сообщение # 7
Группа: Гости





номер 6, а какой тебе кайф нужен?
 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 14.06.47 | Сообщение # 8
Группа: Гости





[quote=Гость]а какой тебе кайф нужен? [/quote]

Как у Петрова (такой ядрёный транскосмический с глубоким расширением сознания)

 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 14.09.00 | Сообщение # 9
Группа: Гости





№8, тогда тебе нужно побиться головой об стенку и никогда, слышишь, никогда не заходить на сайт, а если уж зашел, то ни в коем случае не писать чего-либо.
 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 14.11.37 | Сообщение # 10
Группа: Гости





Злые вы, ухожу я от вас.
 
ГостьДата: Воскресенье, 2010-07-18, 14.14.47 | Сообщение # 11
Группа: Гости





Пока!
 
ГостьДата: Пятница, 2010-07-23, 15.25.23 | Сообщение # 12
Группа: Гости





http://www.youtube.com/watch?v=1PzZQW7j3mc
http://www.youtube.com/watch?v=_z6QhsMHfYQ&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=rWcTpAoZu5s&feature=related
 
ГостьДата: Пятница, 2010-07-23, 19.10.45 | Сообщение # 13
Группа: Гости





Интерестно Фёдор Шаляпин (Великий русский бас) исполнял блатные песни ?
 
ГостьДата: Пятница, 2010-07-23, 19.47.45 | Сообщение # 14
Группа: Гости





№13, Для того, чтобы ответить на вопрос - интересно или не интересно Шаляпин исполнял блатные песни, нужно сперва
узнать, были ли они в его репертуаре.
 
ГостьДата: Пятница, 2010-07-23, 21.18.28 | Сообщение # 15
Группа: Гости





Ну для кого то и "Виновата ли я" блатная песня. Смотря как исполнено ( к примеру у Вали Сергеевой это блат, у народников это фолк, у эстрадников это пошлость), а спор по этой теме ник чему не приведет.
http://www.vorcuta.ru/articles-culture_chalyapin.htm
 
ГостьДата: Суббота, 2010-07-24, 03.39.36 | Сообщение # 16
Группа: Гости





Сегодня Шаляпин был бы постоянным участником телепередачи "В нашу гавань заходили корабли".
 
ГостьДата: Суббота, 2010-07-24, 06.51.59 | Сообщение # 17
Группа: Гости





А Высоцкий не пропустил бы не одного фестиваля русского шансона приезжая на них на последних моделях бентли и драл бы со всяких Фруминых всё до последней копеечки
 
ГостьДата: Пятница, 2010-07-30, 07.23.26 | Сообщение # 18
Группа: Гости





Федор Иванович Шаляпин. Полное собрание граммофонных записей 1907-1936 гг.
http://s04.radikal.ru/i177/1007/6f/e114e32a32a9.jpg

CD1

Записи с односторонних пластинок "гигант", общества "Граммофон". Записи акустические.
1. Песня убогого странника (А.Мамыкин-Невструев), с хором (3:28)
2. Как король шёл на войну (Ф.Кенеман), с ф-но (3:30)
3. Пролог из оп. «Мефистофель (А.Бойто), на итальянском яз., с оркестром (3:23)
4. Серенада Мефистофеля из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), с оркестром (2:53)
5. Блоха (М.Мусоргский), с оркестром (3:16)
6. Куплеты Мефистофеля из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), с оркестром (1:58)
7. Ария Сусанина из оп. «Жизнь за царя» (М.Глинка), с оркестром (3:58)
8. Стансы Нилаканты из оп. «Лакме» (Л.Делиб), с оркестром (3:27)
9. Ария Руслана из оп. «Руслан и Людмила» (М.Глинка), с оркестром (2:50)
10.Дубинушка (музыка народная, сл. В.Богданова и Ф.Шаляпина), с хором (3:33)
11.Ты взойди, солнце красное (русск.нар. песня), с хором (3:54)
12.Лучинушка (русск.нар. песня), без сопровождения (2:35)
13.Ария дона Базилио из оп."Севильский цирюльник"(Дж. Россини),на итал.яз.,с оркестом(3:48)
14.Монолог Пимена из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:31)
15.Ноченька (русск.нар. песня), без сопровождения (3:52)
16.Ой, у лузi, та ще при березi (укр. нар. песня), на укр. яз. (3:44)
17.Песня Ерёмки из оп. «Вражья сила» (А.Н.Серов), с оркестром балалаек и хором (4:02)
18.Вниз по матушке, по Волге; Из-под дуба (русск. нар. песни), c хором (3:37)
19.Заклинание цветов из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), с оркестром (2:51)
20.Эх ты, Ванька (русск. нар. песня), без сопровождения (3:03)
21.Зашумела, разгулялась (В.Соколов), с ф-но (4:08)
22.Дубинушка (муз народная, сл. В.Богданова и Ф.Шаляпина), с хором (4:06)
23.Ты взойди, солнце красное (русск. нар. песня ), с хором (3:22)
24.Солнце всходит и заходит (русск. нар. песня), с хором (3:24)
25.Лучинушка (русск. нар. песня), без сопровождения (3:22)
26.Ария Филиппа из оп. «Дон Карлос» (Дж. Верди), на итальянском яз., с оркестром (4:06)
27.Сцена у церкви из оп.«Фауст» (Ш.Гуно), дуэт с М.Михайловой, с оркестром (4:06)
28.Ария Неизвестного из оп."Аскольдова могила",(А.Верстовский),с ф-но и хором(4:14)
29.Песня Варлаама из оп."Борис Годунов",(М.Мусоргский),с оркестром и хором(2:53)
30.Не велят Маше (русск.нар.песня),без сопровождения(3:34)
31. Прощание Бориса с сыном и смерть Бориса, из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром и хором (8:38)
32.Песня Галицкого из оп."Князь Игорь"(А.Бородин) с оркестром (3:49)
33.«Не плачь, дитя» из оп. «Демон» (А.Рубинштейн), с оркестром (3:09)
34.Ныне отпущаеши (М.Строкин), с хором (3:16)
35.Рассказ Пимена из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:15)
36.Два гренадера (Р.Шуман), с оркестром (3:39)
37.«На воздушном океане» из оп. «Демон» (А.Рубинштейн), дуэт с М. Коваленко, с оркестром (4:14)
38.Не осенний, мелкий дождичек (русск.нар.песня), с хором (4:05)
39.Вакхическая песня (А.Глазунов), на французском яз., с оркестром (3:35)
40.Марсельеза (К.Руже де Лиль), на французском яз., с оркестром (3:06)
41.Ария Оровезо из оп. «Норма» (В.Беллини), на итальянском яз., с оркестром (4:15)
42.Ария дона Базилио из оп.«Севильский цирюльник» (Дж.Россини), на итальянском яз., с оркестром (3:52)
43.Пролог из оп. «Мефистофель» (А.Бойто), на итальянском яз., с оркестром (3:41)
44.Каватина Рудольфо из оп. «Сомнамбула» (В.Беллини), на итальянском яз., с оркестром (3:04)
45.Воззвание Бертрама из оп. «Роберт-Дьявол» (Дж.Мейербер), на итальянском яз., с оркестром (4:01)
46.Каватина Альфонсо из оп. «Лукреция Борджия» (Г.Доницетти), на итальянском яз., с оркестром (3:28)
47.Каватина дона Сильвы из оп. «Эрнани» (Дж.Верди), на итальянском яз., с оркестром (3:53)

Записи с односторонних пластинок "гранд", общества "Граммофон". Записи акустические.

1.Былина об Илье Муромце (муз и сл. народные), с вокальным квартетом (2:39)
2.Песня Варяжского гостя из оп. «Садко» (Н.Римский-Корсаков), с ф-но (3:02)
3.Она хохотала (Г.Лишин), с ф-но (3:14)
4.На холмах Грузии лежит ночная мгла (Н.Римский-Корсаков), с ф-но (3:05)
5.Соловей (П.Чайковский), с ф-но (3:38)
6.Вчера мы встретились (С. Рахманинов), с ф-но (2:54)
7.Былина о царе Иване Васильевиче Грозном (С.Ляпунов), с вокальным квартетом (2:55)
8.Было у тёщеньки семеро зятьев (русск.нар.песня), с вокальным квартетом (3:19)
9.Ой, зеленый дубе; Комарище (укр.нар.песни),на украинском яз., с вокальным квартетом (3:10)
10.Ода Сафо (И.Брамс), с ф-но (3:10)
11.Прощальное слово (М.Слонов), с ф-но (3:00)
12.Лебедь (Э.Григ), с ф-но (3:01)
13.Узник (А.Рубинштейн), с ф-но (3:35)
14.Стихи в альбом (Э.Григ), с ф-но (1:36)
15.Старая песня (Э.Григ), с ф-но (2:25)

Записи с двусторонних пластинок "гранд", фирм "His Masters Voice", "Victor". Записи акустические.

1. Песня Варлаама из оп. "Борис Годунов" (М.Мусоргский), с оркестром (4:14)
2. Песня Галицкого из оп. "Князь Игорь" (А.Бородин), с оркестром (3:27)
3. Пролог из оп. "Мефистофель" (А.Бойто), на итальянском яз., с оркестром (3:04)
4. Ария Коллена из оп. "Богема" (Дж.Пуччини), на итальянском яз., с оркестром (2:55)
5. Благословляю вас, леса (П.Чайковский), с оркестром (3:00)
6. Солнце всходит и заходит (русск. нар. песня), с ф-но, (3:19)
7. Куплеты Мефистофеля из оп. "Фауст" (Ш.Гуно), на французском яз., с оркестром и хором (2:43)
8. Серенада Мефистофеля из оп. "Фауст" (Ш.Гуно), на французском яз., с оркестром и хором (2:44)
9. Ария Лепорелло из оп. "Дон Жуан" (В. Моцарт), на итальянском яз., с оркестром (5:29)
10.Дубинушка (муз. народная, сл. В. Богданова и Ф. Шаляпина), с оркестром и хором (3:25)
11.Вдоль по Питерской (русск. нар. песня), с оркестром (2:19)

Записи с двусторонних пластинок "гранд",фирм "His Masters Voice", " Victor. Записи электрические.

1. Песня Галицкого из оп. «Князь Игорь» (А.Бородин), с оркестром (3:28)
2. Песня Варлаама из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (2:21)
3. Пролог из оп. «Мефистофель» (А.Бойто), на итальянском яз., с оркестром (3:03)
4. Каватина Рудольфо из оп. «Сомнамбула», (В.Беллини), на итальянском яз., с оркестром (3:01)
5. Слепой пахарь (Р.Кларк), на английском яз., с оркестром (2:56)
6. О, если б мог выразить в звуке. (Л. Малашкин), на английском яз., с оркестром (2:27)
7. Ария Лепорелло из оп. «Дон Жуан» (В. Моцарт), на итальянском яз., с оркестром (5:23)
8. Не велят Маше за реченьку ходить (русск.нар.песня), без сопровождения (3:36)
9. Вдоль по Питерской (русск.нар.песня), с оркестром балалаек . (1:58)
10.Песня герцога из кинофильма «Дон Кихот» (Ж.Ибер), на французском яз., с оркестром (3:41)
11.Прощальная песня из кинофильма «Дон Кихот» (Ж.Ибер), на французском яз., с оркестром (3:23)
12.Серенада Дульсинее из кинофильма «Дон Кихот» (Ж.Ибер), на французском яз., с оркестром (3:26)
13.Смерть Дон Кихота из кинофильма «Дон Кихот» (Ж.Ибер), на французском яз., с оркестром (2:54)
14.Песнь убогого странника (А.Мамыкин-Невструев), с оркестром балалаек и хором (3:28)
15.Ты взойди, солнце красное (русск.нар.песня), с оркестром балалаек и хором (3:26)
16.Фрагмент фонограммы из к/ф «Дон Кихот» (Ж.Ибер), на англ.яз., Санчо Пансо — Джорж Роби. В сопровождении анс. п/у Ж.Ибера (24:21)
17.Ария Санчо Пансо из оп. «Дон Кихот» (Ж.Массне), на французском яз., с оркестром и хором (3:58)

CD 2

Записи с двусторонних пластинок "гранд" фирм "His Masters Voice", "Victor". Записи акустические.

1.Прощание Бориса из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:19)
2.Смерть Бориса из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром и хором (4:08)
3.Трепак (М.Мусоргский), с оркестром (4:05)
4.Как король шел на войну (Ф.Кенеман), с оркестром (3:31)
5.Два гренадера (Р.Шуман), с оркестром (3:01)
6.Ночной смотр (М. Глинка), с оркестром (4:01)
7.Блоха (М.Мусоргский), с оркестром (2:51)
8.Песня Варяжского гостя из оп. «Садко» (Н.Римский-Корсаков) (2:53)
9.Не велят Маше (русск. нар. песня), без сопровождения (3:36)
10.О, если б мог выразить в звуке (Л.Малашкин), с ф-но (2:28)
11.Пророк (Н.Римский-Корсаков), с оркестром (3:41)
12.Эй, ухнем (Ф.Шаляпин-Ф.Канеман), с оркестром (3:13)
13.Под камнем могильным (Л.Бетховен), на итальянском яз., с оркестром (3:23)
14.Ария дона Базилио из оп. «Севильский цирюльник» (Дж.Россини), на итальянском яз. с оркестром (3:18)
15.Монолог Пимена из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:32)
16.Монолог Бориса из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:45)
17.Эх ты, Ванька (русск. нар. песня), без сопровождения. (3:03)
18.Каватина Алеко из оп. «Алеко» (С.Рахманинов), с оркестром (4:21)
19.Последний рейс (Э.Альнес), с ф-но (3:26)
20.Соловей (П.Чайковский), с ф-но (3:25)
21.Ария Сусанина из оп. «Жизнь за Царя» (М.Глинка), с оркестром (4:49)
22.Речитатив и финал из оп. «Жизнь за Царя» (М.Глинка), с оркестром (4:39)
23.Ария Игоря из оп. «Князь Игорь» (А.Бородин), с оркестром (4:27)
24.Ария Кончака из оп. «Князь Игорь» (А.Бородин), с оркестром (4:40)
25.Сомнение (М.Глинка), с ф-но и скрипкой (4:33)
26.Рог (А.Флежье), на французском яз., с оркестром (3:58)
27.Ария Филиппа из оп. «Дон Карлос» (Дж.Верди), на итальянском яз., с оркестром (4:10)
28.Грёзы (стихотворение С.Надсона) (4:58)
29.Сомнение (М.Глинка), с ф-но и скрипкой (4:33)
30.Воззвание Бертрама из оп. «Роберт-Дьявол» (Дж.Мейербер), на итальянском яз., с оркестром (3:45)

Записи с двусторонних пластинок "гигант" фирм "His Masters Voica", Victor". Записи электрические.

1.Сцена у церкви из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), на французском яз., с оркестром. Маргарита-Ф.Астрал (9:09)
2.Сцена коронации из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (8:20)
3.Блоха (М.Мусоргский), с оркестром (2:52)
4.Ария дона Базилио из оп. «Севильский цирюльник» (Дж.Россини), на итальянском яз., с оркестром (4:34)
5.Два гренадера (Р.Шуман), с оркестром (3:06)
6.Ночной смотр (М.Глинка), с оркестром (4:07)
7.Прощание с сыном из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:19)
8.Смерть Бориса из оп. «Борис Годунов» (М.Мусоргский), с оркестром (4:26)
9.Баллада Мефистофеля со свистом из оп.«Мефистофель» (А.Бойто), на итальянском яз., с оркестром (3:10)
10.Сцена в аду из оп. «Мефистофель» (А.Бойто), на итальянском яз., с оркестром и хором (2:52)
11.Блоха (М.Мусоргский), с оркестром (2:51)
12.Ария дона Базилио из оп."Севильский цирюльник"(Дж. Россини),на итал.яз.,с оркестом(4:32)
13.Романс Демона из оп. «Демон» (А.Рубинштейн), с оркестром (4:33)
14.Ария Демона из оп. «Демон» (А.Рубинштейн), с оркестром (3:42)
15.Куплеты Мефистофеля из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), на итальянском яз., с оркестром (2:04)
16.Заклинание цветов из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), на итальянском яз., с оркестром (1:58)
17.Серенада Мефистофеля из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), на итальянском яз., с оркестром (3:10)
18. «Все говорят: нет правды на земле.» Из оп. «Моцарт и Сальери». (Н.Римский-Корсаков), с оркестром (7:36)
19.«Как некий херувим...» Из оп.«Моцарт и Сальери».(Н.Римский-Корсаков), с оркестром (4:17)
20.«Ты заснешь на долго, Моцарт!». Из оп. «Моцарт и Сальери».(Н.Римский-Корсаков), с оркестром (3:02)
21.Как король шел на войну (Ф.Кенеман), с оркестром (3:50)
22.Под камнем могильным. (Л.Бетховен), на итальянском яз., с оркестром (3:36)
23.Смерть Дон Кихота из оп. «Дон Кихот» (Ж.Массне), на французском яз., с оркестром (8:53)
24.Эй, ухнем (Ф.Шаляпин-Ф.Кенеман), с оркестром (3:26)
25.Пророк (Н.Римский-Корсаков), с оркестром (4:22)
26.Песня Варяжского гостя из оп. «Садко» (Н.Римский-Корсаков), с оркестром (3:35)
27.Ария Кончака из оп. «Князь Игорь» (А.Бородин), с оркестром (4:43)
28.Сцена с сыном и монолог Бориса: «Достиг я высшей власти» (М.Мусоргский), с оркестром (8:14)
29.Сцена Бориса: «Уф, тяжело! Дай дух переведу!» (М.Мусоргский), с оркестром (3:56)
30.Прощание с сыном и смерть Бориса (М.Мусоргский), с оркестром (12:01)
31.Двойник. (Ф.Шуберт), с оркестром (4:02)
32.Смерть и девушка. (Ф.Шуберт), с оркестром (2:01)
33.Рог (А.Флежье), на французком яз., с оркестром (4:50)
34.Старый капрал (А.Даргомыжский), с оркестром (4:39)
35.Прощай, радость (русск.нар.песня),с ф-но (4:05)
36.Она хохотала (Г.Лишин), с ф-но (3:39)
37.Куплеты Мефистофеля из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), с оркестром, на французском яз. (3:31)
38.Серенада Мефистофеля из оп. «Фауст» (Ш.Гуно), с оркестром, на французском яз. (3:13)
39.Из-за острова на стрежень (русск.нар.песня), с ф-но (4:06)
40.Сомнение (М.Глинка), с ф-но и виолончелью (4:34)
41.Сомнение (М.Глинка), с ф-но и скрипкой (5:00)
42.Ноченька (русск.нар.песня), с ф-но (4:58)
43.Болеро (А.Даргомыжский), с ф-но (2:18)
44.Трепак (М.Мусоргский), с оркестром (4:19)
45.Песня Еремки из оп. «Вражья сила» (А.Н.Серов), с оркестром балалаек и хором (4:21)
46.Элегия (Ж.Массне),с ф-но и виолончелью (4:18)
47.Персидская песня (А.Рубинштейн — Мирза Шафи), с оркестром (4:41)
48.Рондо Фарлафа из оп. «Руслан и Людмила» (М.Глинка), с оркестром (2:59)
49.Ария Мельника из оп. «Русалка» (А.Даргомыжский), с оркестром (3:48)
50.Сцена сумасшествия из оп. «Русалка» (А.Даргомыжский). Князь-Г.Поземковский. с оркестром (9:17)
51.Монолог Бориса «Достиг я высшей власти», из оп. «Борис Годунов» (М. Мусоргский), с оркестром (5:04)
52.«Уф,тяжело! Дай дух переведу!» из оп. «Борис Годунов» (М. Мусоргский), с оркестром (4:03)
53.Ныне отпущаеши (М.Строкин), с хором (3:01)
54.Покаяние (А.Ведель), с хором (4:20)
55.Двенадцать разбойников (русск.нар.песня), с хором (3:55)
56.Вниз по матушке, по Волге (русск.нар.песня), с хором (3:23)
57.Сугубая ектения (А.Гречанинов), с органом и хором (4:18)
58.Верую (А.Архангельский), с хором (4:04)
59.Каватина Алеко из оп. «Алеко» (С.Рахманинов), с оркестром (4:44)
60.Ноченька (русск.нар.песня), с ф-но (4:56)
61.Очи чёрные (Е.Гребёнка), с оркестром балалаек и хором (3:34)
62.Узник (А.Рубинштейн), с ф-но (2:55)
63.Блоха (М.Мусоргский), с ф-но (3:02)
64.Эй. Ухнем! (Ф.Шаляпин-Ф.Кенеман), с ф-но (3:21)

Записи, выполненные Ф.И. Шаляпиным в 1896-1901 годах на валиках фонографа и первые граммофонные пластинки "гранд" общества "Граммофон "СОММ".

1.Ноченька (русск.нар.песня), без сопровождения (2:17)
2.Все то я глазки, млада, проглядела (русск.нар.песня) (3:49)
3.Ах ты солнце красное (русск.нар.песня), с ф-но (3:21)
4.Разочарование (П.Чайковский), с ф-но (2:30)
192 kbps
http://vip-file.com/downloa....ar.html

 
ГостьДата: Суббота, 2010-07-31, 08.48.56 | Сообщение # 19
Группа: Гости





9 февраля 1931 года знаменитый оперный певец Федор Шаляпин отсудил у СССР 10 тыс. франков за нарушение своих авторских прав. Советские власти расценили это как месть Шаляпина своей бывшей родине.
----------------------<cut>----------------------
Шаляпин был небедным человеком, поскольку много и плодотворно работал. Поэтому всякое ущемление его денежных прав вызывало у певца крайнее раздражение. Покинув Россию в 1922 году из-за невозможности нормально жить, работать и содержать семью, Шаляпин надеялся хотя бы во Франции быть огражденным от беззакония, которому он достаточно подвергался в Советской России. Однако родина его не забывала. Власти СССР, потеряв надежду заполучить всемирно известного певца обратно, решили извлечь выгоду хотя бы из его наследия. В мае 1930 года во французском издательстве появилась книга Шаляпина «Страницы моей жизни», причем права на ее издание французы приобрели у советской госкомпании «Международная книга». Даже лишение советского гражданства и звания Народного артиста не возмутило Шаляпина так, как наглое распоряжение его собственностью. «Книгой моей торгуют вовсю разные купцы Франции, Германии, Австрии и проч.,- писал он дочери.- Под покровительством „нет авторских контактов с Россией” они зарабатывают за мой счет огромные деньги. Жулье!» Певец заявил, что не давал разрешения на публикацию книги, рукопись которой оставалась в Советском Союзе после его иммиграции. Он обратился в парижский Коммерческий трибунал с иском против правительства СССР, в котором требовал возместить ему материальный урон от нарушения его авторских прав (от ста до пятисот тыс. франков), а также моральный урон (два миллиона франков). Торговое представительство СССР в Париже тут же заявило о том, что советское правительство неподсудно французским судам, правительство не может отвечать за действия «Международной книги», и вообще это политическое дело. Шаляпин якобы хочет насолить советской власти. Однако Коммерческий трибунал доказал, что речь идет именно о нарушении коммерческих прав, и госкомпания в данном случае является государственным органом. Суд проходил, по современным меркам, недолго. Через год, как писала русская пресса в Париже, «Коммерческий суд признал советское правительство в лице главы парижского торгпредства виновным и присудил к уплате Шаляпину убытков в размере 10 тыс. франков и судебных издержек по ведению дела». Моральный вред остался недоказанным. Компенсацию Шаляпин получил немедленно. Иск Шаляпина к СССР остался уникальным случаем в судебной практике. К сожалению, он не стал прецедентом. Советское государство считало, что единственным обладателем прав на результаты интеллектуальной деятельности является оно само. Соответственно и рынка объектов интеллектуальной собственности как такого не было. Наглядным примером такого подхода стала деятельность компании «Мелодия», которая на протяжении многих лет выпускала «мелодии и ритмы зарубежной эстрады», не платя владельцам. Например, пластинки «Битлз» выходили в СССР без лицензии до 1986 года.
Термин «интеллектуальная собственность» впервые появился в 1990 году в законе «О собственности в СССР». Сегодня авторские права защищены несколькими законами: «Законом об авторском праве и смежных правах», «Патентным законом», «Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров».
 
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Фёдор Иванович Шаляпин (Великий русский бас)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Опции сообщения:
Код безопасности:


Сделать бесплатный сайт с uCoz