Четверг, 2024-04-18, 13.55.11
 dd
Главная страница сайта Северная Энциклопедия

РЕГИСТРАЦИЯ

Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Исполнители русской эмиграции: Юрий Морфесси (Биография, фотоматериалы + ссылки на записи)
Исполнители русской эмиграции: Юрий Морфесси
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.10.15 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Юрий Морфесси

Юрий Морфесси /Yury Morfessi/ (4.09.1882 - 6.08.1957) - эстрадный певец, актер оперетты.

Юрий Спиридонович Морфесси родился в Одессе, в семье адвоката, выходца из Греции. По национальности грек. В юности Юрий хотел стать архитектором. Обладая способностями к черчению и рисованию он поступил в греческое коммерческое училище. Имея хороший слух и голос, начал петь в церковном хоре, увлекался театром, был завсегдатаем домашних музыкальных салонов, где заметили его неординарный талант. Согласно семейной легенде, в доме известной одесской "меломанки" Э.П.Цакни, пение молодого Юрия слушал выдающийся итальянский певец, "король баритонов" ХХ века Маттиа Баттестини, порекомендовавший юноше посвятить себя опере. Юрий начал брать частные уроки пения, собирался ехать для обучения вокалу в Италию, но так и не раздобыл достаточно денег.

В семье Морфесси было трое детей. Юрий, Денис и Надежда очень рано остались без отца. Но мать смогла вырастить троих детей, дав им хорошее воспитание и образование. Юрий становится певцом с мировой славой. Денис - композитором, руководителем хора в Одессе, преподавателем пения, создал несколько прекрасных романсов, которые всюду звучали в исполнении брата (например, замечательный романс "Я помню вальса звук прелестный"). Сестра, Надежда, тоже стала певицей. Но вернемся к детству Юрия. У Юры Морфесии обнаружился красивый, чистый и удивительно звонкий голос. Мальчишкой он уже знал многие оперные партии, немало часов проводя в Театральном переулке Одессы, слушая через раскрытые окна голоса артистов и советы их учителей.

Однажды, во время прогулки по Приморскому бульвару, Юрий обратил внимание на множество людей, обступивших какой-то ново-модный аттракцион. Собравшиеся с любопытством разглядывали некий "ящик с трубой". Это был фонограф. За небольшую плату любой желающий мог записать и тут же прослушать свой голос. "Попытка-не пытка", решил Юрий и напел романс "Дремлют плакучие ивы". Когда запись была воспроизведена, к Юрию внезапно подошел стоящий рядом мужчина. К удивлению Морфесси, его пением заинтересовался находившийся рядом импрессарио Одесской оперы. Похвалив за хорошо исполненный романс, он предложил ему прийти на прослушивание в Одесский оперный театр - вскоре, несмотря на отсутствие музыкального образования Морфесси был принят в труппу и начал обучатся в одесской консерватории, в классе вокала П.Б. Борисова. Поставленный от природы голос и врожденная артистическая интуиция способствовали тому, что вскоре начинающему певцу сразу доверили ответственную роль - "партию Валентина" в "Фаусте" Ш.Гуно. В этой роли, в компании русских и зарубежных знаменитостей и состоялся первый крупный дебют Юрия Морфесси.

В 1903 году Морфесси на короткое время устраивается в Киеве, в оперную труппу театра "Шато де Флер". Нелегко пришлось молодому певцу, но благодаря неутомимой работоспособности, прекрасным вокальным данным, в 1904-ом году Морфесси уже исполнял ответственные партии.Однако оперная карьера длилась недолго. Он понимал: чтобы петь на большой сцене с великими мастерами, нужно много учиться. Материальные трудности не позволяли серьезно заниматься музыкальным образованием и после недолгой работы в киевской оперной труппе М.М.Бородая, в конце очередного театрального сезона Морфесси подписывает контракт на работу в опереттах(более «легкий» песенный жанр) и в 1905-ом году едет в Ростов-на-Дону. Тут он выступает с такими мастерами сцены, как Монахов, Пионтковская, Давыдов и Жулинская. В Ростове-на-Дону к нему приходит настоящая известность и популярность. Постановки шли с таким успехом, что слава о них докатилась и до столицы. Вскоре Монахов, Пионтковская и Морфесси были приглашены И.Северским на выгодный контракт в Санкт-Петербург.

В Петербурге Морфесси выступал в лучших опереточных труппах, в оперетте С.Новикова и одновременно заключил контракт с варьете «Олимпия». В сопровождении своих постоянных аккомпаниаторов - гитаристов Саши Макарова (автор романса «Вы просите песен...») и Де-Лазари пел в театрах-буфф, в различных варьете и концертных залах, совершал большие концертные поездки по России. Об одном из представлений в те годы писали: "Юрий Морфесси, кумир столичной публики, любимец завсегдатаев оперных театров, привлёк всех не только благородной внешностью героя, но и большим внутренним обаянием, чудесным баритоном, которым он овладел в совершенстве".Его текущий репертуар тех лет: оперетты Ж.Оффенбаха, И.Штрауса, К.Миллекера.
Одновременно Морфесси выступал на различных вечерах, исполняя русские песни. Однажды его услышал Фёдор Шаляпин: великого артиста покорил свежий, бархатный тембр голоса, задушевность исполнения. Тогда-то он и назвал Морфесси "Бояном русской песни". Немногим Шаляпин давал такие оценки.

Как-то с друзьями, в один из свободных дней Морфесси посетил "Новую деревню", местечко и ресторан под Петербургом, издавна облюбованное кочевыми цыганами, где выступали известные цыганские хоры Николая Шишкина и Егора Полякова. Пение цыган так взволновало и поразило певца, что вскоре он оставил оперетту и целиком перешел на эстраду, где стал строго выбирать репертуар и в последующие годы приобрёл огромную популярность. Этому способствовал не только модный репертуар, прекрасная сценическая внешность, но, и главным образом, удивительная красота голоса певца и благородная манера исполнения.
Юрий Денисович Морфесси, родной племянник певца, вспоминал: "Приблизительно в 1907-1908 годах он выступал в сольных концертах как исполнитель русских народных песен и модных тогда цыганских романсов. В 1912-ом году Юрий Спиридонович окончательно оставил оперетту и целиком перешел на эстраду, работал в петербуржских эстрадных театрах: "Буфф", в "Панаевском" театре, и в театре "Кривое зеркало",

С 1911 года Морфесси начинает записываться для граммофонных фирм "Зонофон" и "Пишущий Амур". Всего было записано 74 произведения. Огромными тиражами выходят его пластинки, где исполняются арии из оперетт, русские и цыганские песни, романсы. Несколько романсов Морфесси исполняет на цыганском языке. Певица О. Янчевецкая вспоминала: "Как и Александр Вертинский, он умел в трехминутной песенке поведать целую судьбу человека. Слушаешь его - и мысленно представляешь его героев, они ощутимы и зримы. А такое, к сожалению, дается не каждому артисту, не каждому певцу." Морфесси дает множество благотворительных концертов, выступает в разных городах страны, а так же в Москве, в театрах "Эрмитаж", "Летучая мышь", и в знаменитом "Яре". Он становится необыкновенно популярным. Многие композиторы считают за честь поместить на обложках своих только что опубликованных произведений посвящение: "Талантливому Артисту-Певцу, Баяну русской песни и романса - Юрию Морфесси". Издатели наперебой добивались права на титульных листах свежих изданий помещать рекламу: "Репертуар известного исполнителя цыганских романсов, любимца публики Юрия Морфесси" - с перечислением его "коронных" номеров. В июне 1915 года, Юрий Морфесси удостаивается чести получить приглашение и выступить перед Императорской семьей на царской яхте "Полярная звезда", в том же 1915-ом, он открывает в Петербурге элитарное кабаре "Уголок", для "талантов и поклонников".

В репертуаре Юрия Морфесси звучат романсы: «Плакучие ивы», «О, позабудь былые увлеченья», «Пара гнедых», «Эх, раз, еще раз», «Я пережил свои желанья», «Вы просите песен», «Хризантемы», «Ямщик, не гони лошадей», «Жалобно стонет», «Я помню вечер», «Не весь я твой», «Как хороши те очи», «Помнишь ли ночь» и другие. Юрий Морфесси стал первым исполнителем популярной песни «Раскинулось море широко», которую он услышал ещё юношей в Одессе. Популярностью, в исполнении певца пользовались городские и народные песни: «Кирпичики», «Маруся отравилась», «Бублички», «Умер бедняга», «Ухарь-купец», «Чубчик», «Душегрейка», «Коробейники», «Мурочка», «Сухая корочка», «Я мила друга знаю по походке», «Эй, ямщик! Гони-ка к Яру!» и другие. Специально для него писали песни Лев Дризо и Юрий Рик, Саша Макаров и Дмитрий Николаев. В свои концерты артист часто включал и произведения, написанные для него братом, Денисом Спиридоновичем Морфесси, обладавшим неплохими композиторскими данными. Иногда и сам певец сочинял тексты и музыку для своих песен. Из воспоминаний певицы Ольги Янчевецкой: "Юрий Морфесси выступал на сцене в белой косоворотке и купеческом кафтане, иногда в поддевке и сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики, он был очень красивый, плотный, всегда держался прямо, а его исполнение и экспрессия были великолепны". С началом первой мировой войны (1914), в его репертуаре появились песни патриотического содержания: «Пожар московский», «Рвемся в бой», «Казак Крючков» и ряд других композиций. Известность артиста, его дарование и внешние данные привлекли к нему внимание начинающего российского кинематографа. В 1912-ом году Морфесси снялся в "немых" кинофильмах «Петля смерти», «Княгина-цыганка», «Веселый мертвец» и др.

Осенью 1917-го года, во время гастролей по Дальнему Востоку Морфесси узнает о революции и возвращается в Петербург, но услышав слух о расстреле царской семьи, снова возвращается в Одессу, где начиналось его театральное творчество. В 1918-ом, на первом этаже Одесского "Дома артистов", он открывает кабаре-ресторан "Юрий Морфесси". На втором этаже находилось фешенебельное кабаре при столиках, с программой "Летучая мышь". Третий этаж - карточный клуб. В кабаре Юрия Морфесси выступали такие знаменитые исполнители, как Иза Кремер, Надежда Плевицкая, Лидия Липковская, М.Троицкий, А.Вертинский и молодой Леонид Утёсов. Сам Юрий Морфесси, также принимал участие в программах Дома артиста. Одним из коронных номеров Морфесси был романс А.Макарова «Вы просите песен, их нет у меня». Но с середины 1919 года дела в кабаре начинают идти все хуже и хуже, в 1920-ом году на греческом корабле-эсминце "Пантера", взявшем курс на Константинополь, Морфесси вынужден покинуть Россию. Покинули ее и Иза Кремер, Надежда Плевицкая и Александр Вертинский...

Начались долгие годы эмиграции и гастроли по Европе: Венеция, Австрия, Румыния, Чехословакия, Болгария, Польша, Латвия, Франция. "Баян русской песни" - Юрий Морфесси объехал с концертами несколько стран, тщетно пытаясь найти постоянный заработок, и наконец оказывается в Париже. Юрий Спиридонович Морфесси поет в лучших ресторанах, сначала в "Тройке", потом в фешенебельном "Кавказе" Балиева, затем – долгое время в парижском ресторане "Эрмитаж". Аккомпанировал ему, известный в русской эмиграции, оркестр под управлением князя Голицына. Гастроли 1929 года Морфесси заканчивает в рижском кабаре "Альгамбра" и получив годовой ангажемент в Югославии, уезжает в Белград. Популярность его, многие годы была велика, концерты всегда проходили с аншлагами. В апреле 1931 года вернулся в Париж с молодой женой Валентиной Лазовской. Затем едет в Германию для записи грампластинок. Еще в России граммофонные фирмы вели борьбу за право записать Юрия Морфесси. Граммофонные фирмы "Парлофон", "Одеон", "Полидор", "Сирена-Электро" в 30-е и 40-е годы сделали около 100 записей песен и романсов в его исполнении. Именно Юрий Морфесси, а не Петр Лещенко стал первым исполнителем знаменитого танго Оскара Строка "Черные глаза", и именно в его интерпретации танго стало всемирно популярным. В репертуаре, пристально следившего за жизнью в СССР Морфесси, постепенно появляются и произведения советских композиторов: Блантера, Дунаевского, Фомина, Прозоровского. Морфесси поет "Катюшу", "Вольный ветер", "Сердце" из кинофильма "Веселые ребята"(к песне "Сердце" он даже написал дополнительный куплет).

По возвращении из Германии, Юрий Морфесси расходится с женой и покидает Париж, продолжая гастроли по Европе в 1933 году делает ряд записей в Польше. В 1935-ом Морфесси надолго остановился в Югославии. В Белграде, в 1937 году Морфесси выступает в баре "Казбек", где знакомится с известным певцом Константином Сокольским из Риги. Они начинают выступать вместе, а затем переезжают в Загреб. В 41-ом году Морфесси вернулся в Париж, но когда немцы оккупировали Францию и попытались привлечь певца к антисоветской пропаганде, Юрий Морфесси вынужден был уехать в Англию. После войны Морфесси возвращается в Париж, но уже практически не выступает. Слава его прошла, болезни, тяжкое разочарование в последнем браке, гложущая тоска по России отнимают последние силы. Встречавшиеся в Париже с Юрием Морфесси в один голос утверждают, что немногие из русских эмигрантов переживали разлуку с родиной так трагически, как Юрий Спиридонович. Ностальгия по родине не оставляла его до конца жизни. В 1957 году больной, в нищите и одиночестве Юрий Спиридонович Морфесси - "Боян русской песни", окончил свои дни. Он умер гражданином России, так и не приняв никакого другого гражданства. Юрий Морфесси скончался в Париже, в возрасте 74-х лет, и похоронен в Лондоне. В последние годы жизни, Юрий Морфесси написал книгу о своей судьбе «Жизнь, любовь, сцена», изданную в Париже и Берлине.

В России интерес к жизни и творчеству Юрия Морфесси с годами не исчез, количество поклонников его таланта велико, его голос часто звучит в радио-передачах, о нем написан ряд очерков, его романсы продолжают звучать с эстрады, в последние годы выпускаются музыкальные компакт-диски с его песнями.

/По материалам книги "Незабываемые певцы", автор Юрий Сосудин/

---------------------------------------------
Собрание записей Юрия Спиридоновича Морфесси (100 песен) в 4-ёх сборниках

Сборник №1 Прощай ты Новая Деревня

Формат файла: МР3 RAR.Аrhiv
Битрейт: 160-320 кбит/с
Размер: 146

01 Только раз
02 Ехали цыгане
03 Все Сметено Могучим Ураганом
04 Гори-гори любовь цыганки
05 Юрий Морфесси и Саша Макаров - Две гитары
06 Зачем было влюбляться
07 На последнюю пятерку
08 Соколовского гитара
09 Хризантемы
10 Дни за днями катятся
11 Дорогой длинною
12 Эй, ямщик, гони-ка к Яру
13 Черные глаза
14 Спойте, цыгане
15 Юрий Морфесси и Саша Макаров - Как цветок душистый (Чарочки)
16 Очи чёрные
17 Прощай мой табор
18 Прощай ты Новая Деревня
19 Узор судьбы
20 Понапрасну, мальчик, ходишь
21 Помню, помню, помню я
22 Панама
23 Кирпичики
24 Калитка
25 Дремлют плакучие ивы

ССЫЛКА: http://www.megaupload.com/?d=QJF1YHXD

Сборник №2 Ну Быстрей Летите Кони

Формат файла: МР3 RAR.Аrhiv
Битрейт: 160-320 кбит/с
Размер: 124 мб

26 Шумел, горел пожар московский
27 Что ты Маша приуныла
28 Пара гнедых
29 Крамбамбули
30 К чертям уступки
31 Вы Просите Песен
32 Бублички
33 Все прекрасно, все понятно и проверено
34 Рвемся в бой
35 Мурочка
36 Вахта кочегара
37 Ямщик, не гони лошадей
38 Ну Быстрей Летите Кони
39 Казак Крючков
40 Каторжная
41 Коробейники
42 Соколики
43 Красивый василёчек
44 Сухая корочка
45 Бубенцы
46 Душегрейка
47 Золотым кольцом сковали
48 И льётся песня
49 Чубчик
50 Мой любимый старый дед (Ария Адама)

ССЫЛКА: http://www.megaupload.com/?d=DZVQES0M

Сборник №3 Ночные цветы

Формат файла: МР3 RAR.Аrhiv
Битрейт: 160-320 кбит/с
Размер: 123 мб

51 Дни запоздалые
52 Быстры как волны
53 Вам 19 лет
54 Я грущу, если можешь понять
55 Когда весна опять придет
56 Как бысто увяли розы
57 Я забуду тебя очень скоро
58 Маруся отравилась
59 Как хороши те очи
60 Златокудрою весной
61 Вспомни былое
62 Глядя на луч
63 Во саду-ли, в огороде
64 Время изменится
65 Песня Ямщика
66 Песня гусляра
67 Любовь прошла
68 К чему скрывать
69 Кошмары
70 Алла-верды
71 Если сердце жаждет увлеченья
72 Нет, не хочу
73 Везде и всегда за тобою
74 Мы сегодня расстались с тобою
75 Ночные цветы

ССЫЛКА: http://www.megaupload.com/?d=UZP0LBB0

Сборник №4 Вы просите песен - их нет у меня

Формат файла: МР3 RAR.Аrhiv
Битрейт: 160-320 кбит/с
Размер: 123 мб

76 Белые Ночи
77 Уснуть, умереть
78 Я помню вечер
79 Почему я безумно люблю
80 Повстречались в день ненастный
81 Потому я тебя так безумно люблю
82 Не балуйся
83 Налей бокал
84 Мы только знакомы
85 Но я знаю, ты любишь другого
86 Спи,моя печальная
87 Забыли вы
88 Где Ты, Отзовись
89 Вы Просите Песен (вариант 2)
90 Немного любви
91 Я Вас люблю, боготворю
92 Эх, вы други
93 Праздником светлым
94 Обидно, Досадно
95 Расстаться Суждено
96 Расцветут хризантемы опять
97 Спокойно и просто
98 Тени минувшего
99 Туманно, туманно
100 Сияла ночь

ССЫЛКА: http://www.megaupload.com/?d=IXK9TT04

Релиз форума-сайта "Северная Энциклопедия"

Прикрепления: 6637143.jpg (139.6 Kb) · 4094045.jpg (143.5 Kb) · 5536360.jpg (281.9 Kb) · 3976365.jpg (59.9 Kb) · 9027853.jpg (47.7 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Воскресенье, 2009-08-23, 16.32.53
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 19.12.38 | Сообщение # 2
Группа: Гости





Максим, большое спасибо за интереснейший материал! Записи скачаю и послушаю.
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.18.46 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Юрий Спиридонович Морфесси

Прикрепления: 5579753.jpg (61.5 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 19.48.46
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.19.12 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 8201324.jpg (20.9 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.21.06 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 2925236.jpg (21.8 Kb) · 5439451.jpg (31.7 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 19.54.51
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.49.41 | Сообщение # 6
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 7949901.jpg (16.7 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.50.04 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 8043016.jpg (12.1 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.50.25 | Сообщение # 8
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 7564969.jpg (45.8 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.50.44 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 0791831.jpg (77.8 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.51.02 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 3206648.jpg (109.6 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.53.23 | Сообщение # 11
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 3903752.jpg (38.6 Kb)
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 19.53.55 | Сообщение # 12
Группа: Гости





Максим спасибо Вам. Что то мега сегодня глючит, вроде никогда так небыло или провайдеры.
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.56.07 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 9227699.jpg (44.8 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.56.59 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
К.Сокольский и Ю.Морфесси

Прикрепления: 3114001.jpg (33.4 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 19.57.12
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 19.59.26 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Ю.Морфесси и цыганская певица

Прикрепления: 7429866.jpg (62.1 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.01.36 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 5016305.jpg (66.2 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.06.09 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline

---------------------------------------------
А. Вертинский о Ю. Морфесси

За границей, в эмиграции, было много наших русских актеров, но я не помню ни одного, который бы в искусстве двинулся вперед, оторвался бы от того, чему он выучился когда-то.

Мой приятель - Юра Морфесси - в свое время имел большой успех в Петербурге как исполнитель цыганских романсов. Но, попав в эмиграцию, он никак не мог сдвинуться с мертвой точки прошлого.

- Гони, ямщик!

- Ямщик, не гони лошадей!

- Песня ямщика!

- Ну быстрей летите, кони!

- Гай-да тройка!

- Эй, ямщик, гони-ка к Яру! и т. д.

- Юра, - говорил я ему, - слезай ты, ради Бога, с этих троек... Ведь их уже давно и в помине нет. Кругом асфальт. Снег в Москве убирают машины...

Куда там! Он и слышать не хотел. И меня он откровенно презирал за мои песни, в которых, по его выражению, ни черта нельзя было понять. И ненавидел моих поклонников. В остальном мы с ним были как будто в неплохих отношениях. Я всегда по-товарищески устраивал и рекомендовал его в те места, где пел сам, и часто мы выступали в одном и том же учреждении. Как только во время своего выступления я открывал рот, он вставал и демонстративно выходил из зала. При нем нельзя было даже говорить о моем творчестве, а уж тем более хвалить меня. Помню, однажды в "Эрмитаж", где я пел, пришел Федор Иванович Шаляпин с инженером Махониным (который изобрел какой-то "карбурант" - нечто вроде синтетического бензина), богатым и неглупым человеком. Федор Иванович заказал себе солянку с расстегаями и ждал, пока ее приготовят. Увидев Шаляпина, я отчаянно перетрусил: петь в его присутствии у меня не хватило бы наглости- поэтому я убежал и спрятался, извините за выражение, в туалете. Каков же был мой ужас, когда открылась дверь и Федор Иванович громовым голосом сказал:

- А! Вот вы куда от меня спрятались! Нет, дорогой, дудки! Пожалуйте петь! Я из-за вас сюда приехал!

Юра стоял тут же и видел эту сцену. Он позеленел. А Федор Иванович бесцеремонно взял меня за руку и повел на эстраду. Что было делать? Пришлось петь.

Первой песней моей было "Письмо Есенина", "До свиданья, друг мой, до свиданья!", написанное в том году.

Шаляпин слушал и... вытирал слезы платком (клянусь вам, что это не актерское бахвальство, а чистая правда). Инженер Махонин сказал ему (так, что я слышал):

- Федор Иванович, солянка остынет.

Шаляпин отмахнулся от него и вдруг, совсем отодвинув стул от своего стола, попросил:

- Еще, дорогой. Пой еще!

Девять песен вместо положенных трех я спел ему в этот вечер. Солянку унесли подогревать. Потом я сидел с ним до закрытия, и с этого началась наша дружба с Федором Ивановичем, если я смею назвать это дружбой.

Юра не мог пережить этого и совсем не пел от злости в этот вечер. Он ушел домой, сославшись на расстройства желудка.

А однажды ко мне в "Эрмитаж" пришел знаменитый шахматист Алехин. Он любил мои песни и не скрывал этого, У него были все мои пластинки. Пригласив меня за свой столик, он позвал также Юру, предварительно спросив меня не имею ли я чего-нибудь против. Я, конечно, ничего не имел. Разговор зашел обо мне и о моей последней песне только что напетой в "Колумбии", - "В степи молдаванской" Алехин говорил, что самое ценное в моем творчестве- это неугасимая любовь к родине, которой пропитаны все мое песни, ну и еще кое-что, что я опускаю. Юра долго терпел все это, потом, не выдержав, обрушился на меня таким потоком злобы, ненависти, зависти и негодования, что даже покраснел и начал задыхаться. Алехин опешил. Я молчал. Мне неудобно было говорить о самом себе. И притом никто не обязал любить мое искусство. У каждого свой вкус. Но Алехин возмутился.
- Вы позволяете себе обливать грязью моего друга, - сказал он ему и встал при этом. - Я попрошу вас немедленно покинуть мой стол!

Юре ничего не оставалось, как только встать и уйти. Что он и сделал. В дальнейшем мы продолжали служить вместе. Он вел себя так, как будто этого не было. Я тоже делал вид, что ничего не случилось. Но однажды в откровенной беседе с ним, где-то в кафе, куда мы ходили после работы, я сказал ему:

- Ты не понимаешь моих песен потому, что, во-первых, ты необразован; во-вторых, ты никогда ничего не переживал в своей жизни, ты не знаешь, ни что такое боль, ни что такое страдания, ни что такое печаль, тоска, душевные муки. Ты не знаешь, что такое родина и тоска по ней. - И постепенно обозлеваясь, вероятно, не без влияния алкоголя, я сказал ему: - Ты, Юрочка, старый "супник"! У тебя всегда можно было купить любовницу, "встретиться" с женщиной на твоей квартире. Ты всю жизнь пел по "отдельным кабинетам" и получал "в руку" - "на чай" - от богатых людей. Ты человек, воспитанный, так сказать, "при чужой рюмке водки". Откуда тебе понимать человеческие чувства? Вот когда с тобой случится беда, горе какое-нибудь, ты, может быть, тогда и поймешь что-нибудь во мне!

Он чуть не убил меня за эти жестокие слова, замахнувшись бутылкой. Но нас развела публика. На этом наши отношения как будто прекратились. Но окончились они все же иначе.

Однажды, съездив в Белград на гастроли, Юра познакомился с девицей огромного роста (выше меня на голову), которая была участницей белого движения. Звали ее по-военному- "Танька-Пулемет". Она была намного моложе Юры и была женщиной решительной и энергичной. Она сразу прибрала его к рукам. Юра влюбился в нее. Влюбился "жестоко и сразу" - он любил "большие куски", как в еде, так, очевидно, и в любви. Уже сильно постаревший к тому времени, этот бывший "лев" был весьма быстро "перестрижен" ею в смирного "пуделя". Она командовала им и третировала его. Женившись на ней в Белграде, где он отбил ее у богатого серба, не пожелавшего жениться на ней, он привез ее в Париж. Это был ход со стороны женщины, которая сыграла на самолюбии своего богатого любовника. А Юра был козлом отпущения. Любовник взвыл. Она нанесла сильный удар! В конце концов он приехал за ней в Париж, они, по-видимому, встретились, и... эта особа, которую, кстати, мы называли "молодая лестница", в -один прекрасный день, когда Юра был в поездке, бросила его и уехала в Белград, предварительно начисто ограбив, продав все его имущество, даже квартиру со всей мебелью. Юра затосковал... И как! Он даже похудел от горя... Это было его первое душевное потрясение.

Как-то вечером он пришел в то место, где я пел. Заказав себе вина, он волей-неволей вынужден был слушать столь ненавистное ему мое пение.

Я пел довольно безобидный вальс- "Дни бегут". Там есть такие слова:

Сколько вычурных поз,
Сколько сломанных роз,
Сколько мук, и проклятий, и слез!

Как сияют венцы!
Как банальны концы!
Как мы все в наших чувствах глупцы!

А любовь- это яд,
А любовь - это ад,
Где сердца наши вечно горят.

Но дни бегут,
Как уходит весной вода,
Дни бегут,
Унося за собой года.

Время лечит людей,
И от всех этих дней
Остается тоска одна,
И со мною всегда она...

Наконец я кончил. Юра встал и подошел ко мне. По лицу его ручьями текли слезы.

- Прости меня! - только и мог произнести он.

Я простил.

(с) А. Вертинский (Рассказы и зарисовки)

http://avertinsky.narod.ru/text/text04.htm

Прикрепления: 4550558.jpg (53.4 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 20.06.46
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.14.05 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Виниловая пластинка "Ю.МОРФЕССИ/А.ВЕРТИНСКИЙ" (редкое издание USA)
SOLO RECORDS S-606

Прикрепления: 3663656.jpg (89.0 Kb)
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 20.21.26 | Сообщение # 19
Группа: Гости





Интересно с Сокольским записи могли бы быть иметь место или только всего лишь совместные выступления...
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.22.21 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
СД-диски Юрия Морфесси

СД - Русский романс. Золотая серия - Юрий Морфесси
Россия 2000

1. Эй, вы, други, что заснули?, ямщицкая песня (Н. Рудольфи) – 1:53
2. Ну, быстрей летите, кони (Н. Бакалейников) – 2:56
3. Я вас люблю, боготворю (А. Александров) – 1:52
4. Время изменится (Б. Борисов) – 2:44
5. Мы сегодня расстались с тобой (Л. Дризо) – 2:45
6. Тебя любить, обнять и плакать над тобой (Н. Ширяев – А. Фет) – 2:25
7. Где ты, отзовись (Л. Дризо) – 2:14
8. Отцвели уж давно хризантемы (Н. Харито – В. Шумский) – 2:13
9. Расцвели хризантемы опять (Л. Дризо) – 2:16
10. Туманно, туманно (М. Штейнберг) – 2:58
11. Потому я тебя так безумно люблю, ответ на романс «Почему я безумно люблю» (Саша Макаров – Е. Минеева) – 2:28 (внимание! на обложке диска название ошибочно!)
12. Мурочка, обыкновенная история (Ф. К. – А. Рубинштейн) – 2:56
13. Не балуйся (А. Чернявский) – 3:02
14. Маруся отравилась (Н. Ларин) – 2:42
15. Как хороши те очи (П. Фальбинов) – 3:23
16. Ночные цветы (А. Шиловский) – 2:32
17. Повстречались в день ненастный (А. Сартинский-Бей – сл. народные) – 2:22
18. Соколики (А. Чернявский) – 2:35
19. Как быстро увянули розы (Д. Николаев) – 2:14
20. Спи, моя печальная (Т. Толстая – К. Бальмонт) – 2:39
21. Как цветок душистый (Саша Макаров) – 2:53
22. Мой любимый старый дед, песня Адама из оперетты «Продавец птиц» (К. Целлер) – 2:52
23. Ямщик, не гони лошадей (Я. Фельман – Н. Риттер) – 3:04
24. Вы просите песен (Саша Макаров) – 2:08

Грамзаписи 1901–1912 гг.

Прикрепления: 3089276.jpg (55.9 Kb) · 3268286.jpg (123.1 Kb) · 7820054.jpg (128.9 Kb) · 2631483.jpg (66.9 Kb) · 4527994.jpg (55.2 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 20.44.12
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.24.29 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
СД - Юрий Морфесси - Золотые россыпи романса
Россия 2000 год

1. Златокудрою весной (С. Покрасс) – 3:02
2. Спойте, цыгане (П. Троицков) – 3:18
3. Я забуду тебя очень скоро (С. Покрасс – П. Герман) – 2:51
4. Я помню вечер (Я. Пригожий) – 3:19
5. Забыли вы (А. Оппель – П. Козлов) – 3:05
6. Везде и всегда за тобою (С. Гердель) – 3:08
7. Пара гнедых (С. Донауров – С. Донауров, пер. А. Апухтина) – 2:46
8. Время изменяется (Б. Борисов) – 3:12
9. Уснуть, умереть (Л. Мишель – А. Рубинштейн) – 2:45
10. Когда весна опять придёт (О. Строк) – 3:05
11. Не надо встреч (Ю. Хайт – П. Герман) – 2:57
12. Дни за днями катятся (С. Покрасс – П. Герман) – 3:06
13. Спокойно и просто (Б. Фомин – Л. Пеньковский) – 3:08
14. Только раз (Б. Фомин – П. Герман) – 2:58
15. Бубенцы (Н. Бакалейников – А. Кусиков) – 2:54
16. Сухая корочка (Л. Дризо) – 2:50
17. Зачем было влюбляться (цыганский романс) – 3:12
18. Обидно, досадно (М. Бессмертный – Г. Гридов) – 2:51
19. Как цветок душистый (Саша Макаров) – 2:49

20 лучших песен - Морфесси (CD)
RCD 40207 Россия 2000 год

1. Бублички
2. Я мила друга знаю по походке
3. Выпьем мы за Сашу
4. Чубчик
5. Черные глаза
6. Ямщик, не гони лошадей
7. Дни за днями катятся
8. Вы просите песен, их нет у меня
9. Калитка
10. Мы только знакомы
11. Глядя на луч пурпурного заката
12. Кирпичики
13. Маруся отравилась
14. Время изменится, все переменится
15. Как хороши те очи
16. Бубенцы
17. Хризантемы
18. Дорогой длинною
19. Помню, помню, помню я

Прикрепления: 2879850.jpg (23.2 Kb) · 6540068.jpg (88.5 Kb) · 2141489.jpg (20.1 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 20.37.00
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.30.31 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
СД - Юрий Морфесси - Великие исполнители России ХХ века (2 CD Set)
2005 год Россия

сд 1

1. Льется песня
2. Прощай, мой табор
3. Ехали цыгане
4. Гори, гори, любовь цыганки
5. Эй, ямщик, гони-ка к "Яру"
6. Что за хор певал у "Яра"?
7. Прощай ты, Новая Деревня
8. Спойте, цыгане
9. Там бубна звон
10. Зачем тебе было влюбляться
11. Бубенцы
12. Дорогой длинною
13. Очи черные
14. Нет, не хочу
15. Праздником светлым
16. Панама
17. Чубчик
18. Помню, помню я
19. Кирпичики
20. Стенька Разин
21. Корочка
22. Обидно, досадно
23. Понапрасну, мальчик, ходишь
24. Бублички
25. Мой любимый старый дед
26. Крамбамбули
27. Алла верды

сд 2

1. Только раз
2. Калитка
3. Глядя на луч пурпурного заката
4. Когда весна опять придет
5. Спокойно и просто
6. Дни за днями катятся
7. Время изменится
8. Не надо встреч
9. К чему скрывать
10. Я помню вечер
11. Черные глаза
12. Лейся, лейся, милое вино
13. Уснуть, умереть
14. Налей бокал
15. Тени минувшего
16. Но я знаю, ты любишь другого
17. Вы просите песен
18. Златокудрою весной
19. Спи, моя печальная
20. Вам 19 лет
21. Немного любви
22. Любовь прошла
23. Кошмары
24. Не знаю, как это возможно
25. Везде и всегда за тобою
26. Пара гнедых

Прикрепления: 7557290.jpg (13.3 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 20.59.33 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
СД - Юрий Морфесси – Баян городского романса

Прикрепления: 0722620.jpg (25.5 Kb) · 6414177.jpg (60.4 Kb) · 7689222.jpg (129.8 Kb) · 1958142.jpg (154.1 Kb) · 6298557.jpg (150.7 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 21.06.45
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 21.00.35 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline

CD1
1. Дни за днями (3:03)
2. Спокойно и просто (3:03)
3. Только раз бывают (2:58)
4. Бубенцы (2:54)
5. Корочка (2:45)
6. Кирпичики (2:37)
7. Бублички (2:45)
8. Понапрасну, мальчик, ходишь (2:28)
9. Зачем было влюбляться? (3:04)
10. Обидно, досадно... (2:49)
11. Чёрные глаза (3:03)
12. Калитка (3:05)
13. Прощай, ты, новая деревня! (2:22)
14. Нет, не хочу! (2:25)
15. Эй, ямщик, гони-ка к 'Яру'! (2:44)
16. Панама (2:15)
CD2
1. Тени минувшего (3:07)
2. Там бубна звон (2:43)
3. Дорогой длинною (2:54)
4. Вам 19 лет (3:00)
5. Кошмары (2:48)
6. Немного любви (3:20)
7. Что за хор певал у 'Яра'? (3:09)
8. Чубчик (2:22)
9. К чему скрывать? (2:37)
10. Праздником светлым (2:41)
11. Помню, помню я (2:23)
12. Время изменится (2:59)
13. Когда весна опять придёт (2:52)
14. Не надо встреч (2:47)
15. Любовь прошла (3:09)
16. Я забуду тебя очень скоро (2:47)

Прикрепления: 6727871.jpg (60.6 Kb) · 3321188.jpg (139.8 Kb) · 5950198.jpg (127.2 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 21.08.13
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 21.01.54 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
СД - Юрий Морфесси – Баян русской песни 2007

1. Черные глаза
2. Калитка
3. Только раз бывают в жизни встречи
4. Там бубна звон
5. Мы только знакомы
6. Дорогой длинною
7. Как цветок душистый
8. Бублички
9. Ямщик, гони-ка к "Яру"!
10. Бубенцы
11. Чубчик
12. Вам 19 лет
13. Я вас люблю, боготворю
14. Как быстро увяли розы
15. Хризантемы
16. Нет, не хочу
17. Кирпичики
18. Помню, помню я
19. Эй вы, други, что заснули
20. Дни за днями катятся
21. Ночные цветы
22. Тебя любить, обнять и плакать над тобой…
23. Ямщик, не гони лошадей
24. Вы просите песен

СД - Юрий Морфесси Чёрные глаза (1996)

1. Дни за днями катятся. (С. Покрасс - П. Герман)
2. Спокойно и просто. (Б. Фомин - Л. Пеньковский)
3. Только раз. (Б. Фомин - П. Герман)
4. Бубенцы. (Р. Бакалейников - А. Кусиков)
5. Тени минувшего. (Н. Хаито -А. Френкель)
6. Кошмары. (Е. А. Гартунг)
7. Почему я безумно люблю. (неизв. автор - М. Языков)
8. Потому я тебя так безумно люблю. (С. Макаров)
9. Но я знаю, ты любишь другого. (Чарский - Мятлев)
10. Все прекрасно, все понятно и проверено. (неизв. автор)
11. Дорогой длинною. (Б. Фомин - К. Подревский)
12. Вам 19 лет. (М. Прозаровский)
13. Что за хор певал у "Яра". (неизв. автор)
14. К чему скрывать. (Денисов - А. Ильманов)
15. Спи,моя печальная. (неизв. автор- К. Бальмонт)
16. Вспомни былое. (неизв. автор)
17. Черные глаза. (О. Строк)_
18. Калитка. (А. Обухов - А. Будищев)
19. Я забуду тебя очень скоро. (С. Покрасс - П. Герман)
20. Любовь прошла. (Л. Дризо)
21. Я помню вечер. (Я. Пригожий)
22. Глядя на луч. (неизв. автор)
23. Везде и всегда за тобою. (С. Гердель)
24. Время изменится. (Б. Борисов)

Прикрепления: 1723285.jpeg (20.6 Kb) · 3161868.jpg (50.0 Kb) · 7194765.jpeg (38.6 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Воскресенье, 2009-08-23, 20.27.46
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 21.10.59 | Сообщение # 26
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Юрий Морфесси – Баян городского романса
2008 Россия

Диск 1 (1°07'19")

1. Вахта кочегара (Ф. Садовский) – 3:08
2. Душегрейка (Рудольфи) – 2:24
3. Повстречались в день ненастный (А. Сартинский-Бей – сл. народные) – 2:34
4. Эй, вы, други, что заснули?, ямщицкая песня (Н. Рудольфи) – 2:03
5. Маруся отравилась (Н. Ларин) – 2:51
6. Соколики (А. Чернявский) – 2:43
7. Ну, быстрей летите, кони (Н. Бакалейников) – 3:09
8. Во саду ли, в огороде, пародия (авторы неизвестны) – 2:32
9. Мурочка, обыкновенная история (Ф. К. – А. Рубинштейн) – 3:07
10. Эх, раз! Ще раз! (цыганская песня) – 2:19
11. Песня ссыльного (народная) – 2:36
12. Что ты, Маша, приуныла (Рудольфи) – 2:11
13. Отцвели хризантемы (Н. Харито – В. Шумский) – 2:23
14. Не балуйся (А. Чернявский) – 3:12
15. Туманно, туманно (М. Штейнберг) – 3:06
16. Белые ночи (Н. Харито) – 2:48
17. Как цветок душистый (Саша Макаров) – 3:04
18. Мы сегодня расстались с тобой (Л. Дризо) – 2:53
19. Коробейники (народная – Н. Некрасов) – 2:35
20. Как хороши те очи (П. Фальбинов) – 3:36
21. Рвёмся в бой (Ю. Рик) – 2:11
22. Казак Крючков (Ю. Рик) – 2:35
23. Ночные цветы (А. Шиловский) – 2:42
24. Василёк (народная, обр. А. Чернявского) – 2:06
25. Расцвели хризантемы опять (Л. Дризо) – 2:19

Диск 2 (1°09'57")

1. Вы просите песен (Саша Макаров) – 2:46
2. Помню, помню, помню я, из песен каторжан (народная) – 2:28
3. Чёрные глаза (О. Строк) – 3:02
4. Чубчик (народная) – 2:23
5. Алаверды (А. Иванов) – 3:17
6. Панама (А. Александров) – 2:22
7. Уснуть, умереть (Л. Мишель – А. Рубинштейн) – 2:41
8. Дорогой длинною (Б. Фомин – К. Подревский) – 2:47
9. Ямщик, не гони лошадей (Я. Фельман – Н. Риттер) – 2:43
10. Гори, гори, любовь цыганки (Ф. Бюхнер – А. Григорьев) – 2:47
11. Очи чёрные (Ф. Герман – Е. Гребинка) – 3:04
12. Бублички (С. Богомазов, С. Красавин – Я. Ядов) – 2:54
13. Пара гнедых (С. Донауров – С. Донауров, пер. А. Апухтина) – 2:48
14. Сухая корочка (Л. Дризо) – 2:43
15. Кирпичики (В. Кручинин – П. Герман) – 2:44
16. Ехали цыгане (цыганская песня) – 2:45
17. Дни за днями (С. Покрасс – П. Герман) – 3:03
18. Крамбамбули, кавказская застольная (народная) – 2:47
19. Плакучие ивы (Б. Барон – А. Тимофеев) – 3:14
20. Эй, ямщик, гони-ка к «Яру» (А. Обухов – Е. Юрьев) – 2:59
21. Только раз (Б. Фомин – П. Герман) – 2:56
22. К чертям уступки (С. Покрасс) – 2:45
23. Бубенцы (Н. Бакалейников – А. Кусиков) – 2:52
24. Время изменяется (Б. Борисов) – 2:57
25. Прощай, мой табор (Б. Прозоровский – В. Маковский) – 1:58

---------------------------------------------
Баян русской песни
Так после одного из концертов назвал Ф.И.Шаляпин Юрия Спиридоновича Морфесси:

"Он был очень красивый, плотный, держался прямо, иногда выступал в поддевке и в сапогах, а иногда в черкеске и во фраке. Любимец публики. Исполнение и экспрессия великолепны. Он умел в трехминутной песне или романсе поведать вам судьбу человеческую" (из воспоминаний певицы Ольги Янчевецкой в книге Б.А.Савченко "Кумиры забытой эстрады").
Федор Иванович Шаляпин после одного из концертов назвал его Баяном русской песни. Этот эпитет подхватили затем граммофонные фирмы, издатели нот, и артиста впоследствии величали только так…
Юрий Спиридонович Морфесси – одессит. Он родился в 1882 году в семье мелкого служащего, выходца из Греции. Первые уроки пения мальчик получил в церковном хоре. Специально постановкой голоса с ним никто не занимался, но театром и музыкой он грезил с детства. Как это часто бывает, осуществить мечту помог случай.
Рассказывают, что однажды ясным солнечным днем юный Морфесси гулял в одесском Детском парке. Его внимание привлек голос уличного торговца-грека. За умеренную плату тот предлагал всем желающим на себе испробовать действие нового аппарата, "последнего достижения научной мысли" – фонографа. Недолго думая, юноша напел перед чудо-прибором пару романсов. Через несколько дней, проходя Николаевским бульваром, он увидел толпу, собравшуюся на звуки какой-то музыки. Морфесси подошел поближе и услышал те самые романсы в своем исполнении. Предприимчивый земляк вовсю торговал его голосом… Возмущенный Морфесси тут же категорически потребовал процентов, на что последовало мгновенное согласие…
Рассказывают еще, что начало творческой биографии Юрия Морфесси связано с именем "короля баритонов" ХХ века Маттиа Баттистини. В составе итальянской труппы тот часто гастролировал в России, выступал и на сцене оперного театра в Одессе. Юный певец-любитель и знаменитый итальянец встретились в гостиной одного из одесских меломанов. Баттистини сразу обратил внимание на незаурядные певческие данные молодого человека и посоветовал серьезно заняться голосом. Юрий начал брать частные уроки пения, собирался ехать для обучения вокалу в Италию, но так и не раздобыл достаточно денег.
Тем не менее начало карьере было положено. Юрия постоянно приглашали выступить в многочисленных любительских концертах и оперных постановках. Но влекла его не опера. Несмотря на то, что начинающему артисту удалось даже исполнить на сцене Одесского оперного театра партию Валентина в опере Ш.Гуно "Фауст", он в том же сезоне 1905/06 года поет и в театре-оперетте Ростова-на-Дону. Вместе с ним здесь работают уже признанные мастера "легкого жанра". После окончания сезона Юрия Морфесси вместе с некоторыми из них приглашают в Петербург, где под впечатлением творчества признанных звезд русского и цыганского романса тех лет он начинает выступать с романсовыми программами. Успех пришел практически сразу. О новом даровании быстро прослышали и в Москве. Так и повелось: выступив в петербургском "Буффе", Юрий Морфесси спешил в златоглавую, где его уже ждали в "Эрмитаже", "Летучей мыши", в знаменитом "Яре"… Он становится необыкновенно популярным. Многие композиторы считают за честь поместить на обложках своих только что опубликованных произведений посвящение: "Талантливому Артисту-Певцу, Баяну русской песни и романса Юрию Морфесси". Издатели наперебой добивались права на титульных листах свежих изданий помещать рекламу: "Репертуар известного исполнителя цыганских романсов, любимца публики Юрия Морфесси" – с перечислением его "коронных" номеров: "Эх, раз! Еще раз!", "Потому я тебя так безумно люблю", "Вы просите песен", "Дивно прекрасные, ласково властные", "Я помню вальса звук прелестный", "Ямщик, не гони лошадей", "Налей бокал", "Искорки пожара", "Уйди, совсем уйди", "Дайте мне радостей", "Забыли Вы"…
Не отставала от столиц и Одесса, забрасывавшая приглашениями ставшего знаменитым земляка. В своей книге "Серьезное и смешное" старейший артист советской эстрады А.Г.Алексеев вспоминает: "Самым сенсационным вечером в сезоне был концерт-спектакль в пользу недостаточных студентов. Он привлек публику совершенно необычной афишей. Среди других номеров было объявлено одно действие из оперетты Оффенбаха "Прекрасная Елена" в следующем составе: Елена – Елена Васильевна Грановская, Парис – Юрий Морфесси, Агамемнон – А.Г.Алексеев. Ахилла изображал чемпион мира по французской борьбе Иван Заикин. А Калхаса играл и пел чудесный писатель земли русской – Александр Иванович Куприн. По-настоящему, по-опереточному пели только Грановская и Морфесси; я только играл, без пения; Заикин только играл… чудовищными мускулами; а Александр Иванович, против ожидания, играл Калхаса с сочным юмором и с отсебятинами, полными тонкого остроумия".
Однажды Юрий Спиридонович удостоился чести петь в высочайшем присутствии и так понравился императору, что был приглашен в качестве гостя на царскую яхту – милость в те времена для артиста из ряда вон выходящая. Но не суждено было Юрию Морфесси стать гостем Его Императорского Величества – грянула война. В годы войны он дает благотворительные концерты, записывает пластинки с патриотическими песнями, занимается сбором средств на нужды фронта. А в 1917 году покидает Россию навсегда. Последнее его выступление на родной земле состоялось в Одессе. Родина большая кончалась, как и начиналась, родиной малой…
Баян русской песни объехал с концертами несколько стран, тщетно пытаясь найти постоянный заработок, и наконец оказывается в Париже: поет сначала на сценах маленьких кабаре, а затем в фешенебельном, только что открывшемся ресторане "Кавказ". В своих мемуарах Александр Вертинский упоминает его уже в связи с работой в парижском ресторане "Эрмитаж": "Пел Юрий Морфесси – все еще жизнерадостный, хотя и поседевший".
Именно Юрий Морфесси, а не Петр Лещенко был первым исполнителем знаменитого танго О.Строка "Черные глаза", и именно в его интерпретации танго стало всемирно популярным.
Встречавшиеся в Париже с Юрием Морфесси в один голос утверждают, что немногие из эмигрантов переживали разлуку с родиной так трагически, как Юрий Спиридонович. Вспоминает знаменитый футболист А.П.Старостин (в книге "М.М.Яншин. Статьи, воспоминания, письма"): "Пел и … Юрий Спиридонович Морфесси, грек по происхождению, с белоснежной шевелюрой, розовощекий, с черными бровями под Станиславского. У него в свое время московские городские цыгане учились петь и таборные песни, и салонные цыганские романсы. Здесь же он пел по заказу иностранных туристов… Спев свой коронный романс "Зачем было влюбляться" и получив за исполнение от английского туриста сувенир, кажется, часы, Морфесси со вздохом показал нам коробочку… и грустно произнес: "Вот так мы здесь и живем". Они не скрывали своей ностальгии. Она читалась в их глазах, кричала словами романса "Тоска мне выжгла очи". Мы испытывали к ним чувство сострадания. Они были благодарны нам за понимание их душевного разлада. Свою трудную судьбу они воспринимали как расплату за вынужденную ошибку. И пели они не для иностранных посетителей в тот вечер, а для нас".
Тяжелая ностальгия, а также неудачи в личной жизни (его, когда-то неотразимого сердцееда, оставили одна за другой две жены) в конце концов сорвали Юрия Морфесси с насиженного места. После полутора десятков лет работы в Париже он вдруг отправляется скитаться по Европе. Там все то же – выступления в ресторанах, кабаре. Судьба забрасывает его в Югославию. В репертуаре пристально следившего за жизнью в СССР Морфесси появляются произведения Блантера, Дунаевского, Фомина, Прозоровского. Баян русской песни поет "Катюшу", "Вольный ветер", "Сердце" из кинофильма "Веселые ребята"… К "Сердцу" он даже написал дополнительный куплет:

Ничто не вечно под луною,
Нельзя всю жизнь быть молодым,
И вместе с первой сединою
Все развеется, как дым,
Сном золотым.
Но эти дни былого счастья
Нас будут вечно озарять,
Как светлый луч среди ненастья,
Заставляя повторять
Опять, опять:
Сердце, ты не мечтало о покое,
Сердце, как хорошо было любить,
Сердце, как хорошо, что ты такое,
Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить.

Все это не случайно. Ностальгия не оставляла Юрия Спиридоновича до конца его жизни. Известный певец К.Т.Сокольский, с которым Юрий Морфесси находился в дружеских отношениях, вспоминал: "В одном письме Морфесси написал мне: "Соколенок! Скучаю по России, только там меня бы поняли по-настоящему. Артист, оторванный от своей родной земли, он как бы без корня – ему нечем питать свое творчество, и потому он душевно пуст, живя старым запасом. А на сколько его хватит?.."
А вот выдержка из письма болгарского композитора, аранжировщика, пианиста и дирижера Е.Е.Комарова известному коллекционеру М.Мангушеву: "В последний раз я виделся с Юрием Спиридоновичем на встрече Нового 1943 года у меня на дому. Он, как никогда, был в ударе и пел с большим чувством. Было тяжелое время оккупации… Морфесси пел и плакал. Он очень страдал на чужбине, но как-то не мог вернуться в Союз. Публику приводили в восторг и такие романсы, как "Вам девятнадцать лет" Прозоровского, "Куколки" (не помню, чьи слова, но музыка была Юрия Спиридоновича, а возможно, что и слова его), "Как много девушек хороших" Дунаевского…"
После войны Морфесси возвращается в Париж, но уже практически не выступает. Болезни, тяжкое разочарование в последнем браке, гложущая тоска по России отнимают последние силы. В 1957 году больной и покинутый всеми Юрий Спиридонович Морфесси, Баян русской песни, окончил свои дни. Он умер гражданином России, так и не приняв никакого другого гражданства.

(с) Н. Ширинский

http://www.rusk.ru/st.php?idar=800516

Прикрепления: 7116185.jpg (83.2 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 21.11.15
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 21.11.12 | Сообщение # 27
Группа: Гости





ссылки не все где на скачку
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 21.17.39 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
для гостя

Вероятно, Вы имеете ввиду ссылки на мр3 с СД-дисков - так я их не выставлял, они один в один повторяют песни с 4 сборников, выставленных для скачивания, кроме некоторых песен с диска "Великие исполнители" , которых у меня к сожалению их нет.

 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 21.24.13 | Сообщение # 29
Группа: Гости





Понятно. Спасибо. Скажите ремаст СД-дисков не отличается от сборников?
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 22.22.30 | Сообщение # 30
Группа: Гости





А где Шемякин это упоминал?
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 22.28.58 | Сообщение # 31
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Уважаемый гость скачайте эти фрагмент и вы усё поймете.
Фрагмент радиопередачи о Алёше Димитриевиче 2002 года (воспоминания Михаила Шемякина о записи пластинки ), кстати я уже выкладывал это в разделе Дискогр. Димитриевичей"

Ссылка: http://www.megaupload.com/?d=0RGGZ4RY

вот еще (если ранее не качали)

Костя Казанский о Алёше Димитриевиче и Владимире Полякове (фрагмент радиопередачи)

mp3/9 mb

Ссылка: http://www.megaupload.com/?d=XJEOPS9D

Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-08-22, 22.41.23
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 22.39.37 | Сообщение # 32
Группа: Гости





ХМ одни разговоры а где доказательство - сама запись пусть и домашняя?
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 22.41.11 | Сообщение # 33
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Поинтересуйтесь у Михаила Шемякина.
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 22.44.05 | Сообщение # 34
Группа: Гости





Ну и вот, Шемякин много нафантазировал и про несосуществующие концерты ВВ и где сейчас истина закопана там чорт ногу сломит.
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 22.49.44 | Сообщение # 35
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Существовало много и других записей Алёши, его довольно часто записывали на домашних посиделках и в ресторанах тоже.

Эти записи находятся в частных домашних архивах русских эмигрантов в Париже и франц. поклонникав.

Но сохранились ли пленки? Услышим ли когда-нибудь их?

Навряд-ли.

нужно ехать в Париж с толстым "чемоданчиком", и тогда только будет результат

 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 22.58.36 | Сообщение # 36
Группа: Гости





Конечно и домашние записи и демо и ресторанные сессии существуют. Очень жаль что все это пропадет. Спасет ли это все толстый чемоданчик? В сущности все лучшее сохранено, конечно все жаждют полнейшую дискографию, если этот термин можно приметь к творчеству Алеши и всего клана, а надо ли это?
 
bardistДата: Суббота, 2009-08-22, 23.01.18 | Сообщение # 37
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
конечно надо!

только не всем!

а кроме толстого чемоданчика нужно еще и франц. занать, во тады толк точно будет.

 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 23.08.38 | Сообщение # 38
Группа: Гости





Согласен. Надо. Даже без толстого чемоданчика и знания франц. надо. Пусть не для ширпотребных масс, а для десятка человек, но надо. Ибо если это было значит кому то это надо. Безследно никакое творчество на Земле не проходит. Забыл кто сказал про звезды, зажигаются значит ........
 
ГостьДата: Суббота, 2009-08-22, 23.39.22 | Сообщение # 39
Группа: Гости





Маяковский
 
Dmitry V ShurupovДата: Суббота, 2009-08-22, 23.59.38 | Сообщение # 40
Группа: Гости





"Если звезды зажигают -- значит -- это кому-нибудь нужно?"
Значится так!
В свое время успел прочитать на очень многих форумах, что уважаемый Владимир Маяковский утащил гениальное "Если звезды зажигают -- значит -- это кому-нибудь нужно" у Сент-Экзюпери. Ввиду своей необразованности, я тогда даже повелся и чуть ли не начал разочаровываться...
Но сегодня, во время утренней дисскуссии о произведениях Пушкина, создававшего творения, "основываясь" на Байроне, меня спустили на землю. Как это еще Маяковский мог взять данную фразу, когда написал "Послушайте" в 1914 году, а Сент-Экзюпери родился в 1900-ом! Поэтому официально заявляю: МАЯКОВСКИЙ НЕ ЗАИМСТВОВАЛ. Убейте в себе это заблуждение. Судя по высказываниям в сети, оно сидит в сердцах многих. НЕПРАВДА ЭТО!
В качестве эпилога напоминаю содержание этого чудного произведения Владимира...
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- кто-то хочет, чтобы они были?
Значит -- кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит---
чтоб обязательно была звезда! --
клянется --
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают --
значит -- это кому-нибудь нужно?
Значит -- это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
Владимир Маяковский, 1914.
 
bardistДата: Пятница, 2009-08-28, 08.23.08 | Сообщение # 41
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 5080708.jpg (23.6 Kb) · 5347005.jpg (22.6 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Пятница, 2009-08-28, 08.34.50
 
ЛаврДата: Четверг, 2009-09-03, 18.20.42 | Сообщение # 42
Лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 70
Статус: Offline
Давно не был. бардист огромное спасибо или как сейчас говорят молодые респект за новые темы и за неутомимую работу на форуме:D

Народ живущий в России заслуживает Нобелевской премии

Сообщение отредактировал Лавр - Пятница, 2009-09-04, 00.22.59
 
bardistДата: Среда, 2009-12-09, 09.29.10 | Сообщение # 43
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Граммофонная пластинка фирмы "Парлофон" с записью песни в исполнении Юрия Морфесси - Бублички

Прикрепления: 7883671.jpg (31.2 Kb)
 
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Исполнители русской эмиграции: Юрий Морфесси (Биография, фотоматериалы + ссылки на записи)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Опции сообщения:
Код безопасности:


Сделать бесплатный сайт с uCoz