Среда, 2024-04-24, 22.21.57
 dd
Главная страница сайта Северная Энциклопедия

РЕГИСТРАЦИЯ

Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Исполнители русской эмиграции: Настя Полякова (Биография+ссылка на записи)
Исполнители русской эмиграции: Настя Полякова
bardistДата: Четверг, 2009-07-02, 09.44.31 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Анастасия Алексеевна Полякова - исполнительница цыганских, городских, бытовых романсов, звезда до-революционной эстрады

Родилась в 1877 году, в семье таборных цыган певческой династии Поляковых. В пятилетнем возрасте оказалась в Москве, в 12 лет стала выступать в хоре ресторана "Яр". Специально музыке никогда не обучалась. Обратила на себя всеобщее внимание, выступив в ответственном сборном концерте в московском театре "Парадиз" на одной сцене с выдающимися мастерами жанра. С этого момента (а ей тогда было 14-15 лет) и началась артистическая карьера певицы. Настя Полякова состояла в дружеских отношениях со знаменитой графиней Т.К.Толстой, известной композиторшей и автором множества популярных романсов, пользовалась её советами и рекомендациями. В 21 год артистка вышла замуж и на несколько лет оставила сцену. Вернуться на концертную эстраду певицу уговорила известная цыганская исполнительница Варя (Варвара Васильевна) Панина. В начале 20-го века цыганский ансамбль Поляковых был самым знаменитым московским цыганским хором.

В 1911 году Настя Полякова выступила в Малом зале Московской консерватории, а в 1912 году - в зале Дворянского собрания в Петербурге, затем посетила с гастролями несколько российских регионов. В 1915 году состоялся большой концерт всего цыганского хора из "Яра" во главе с Настей Поляковой в зале Благородного собрания в Москве. Цыгане давали концерт в пользу раненых на Первой мировой войне солдат и офицеров, лежавших в московских госпиталях.

С начала 1910-ых годов Настя Полякова уже начала записываться на граммофонные пластинки. Перед Революцией 1917-го выступала в различных кафешантанах, на сценах театров миниатюр. В 1920 году вместе с семьёй эмигрировала в Константинополь, выступала сначала в ресторане "Стелла" известного ресторатора Федора Федоровича Томаса, позже в кабарэ "Черная роза". В начале 20-ых годов вместе с Юрием Морфесси открыла русский ресторан "Стрельна", который спустя короткое время пришлось закрыть из-за претензий, которые возникли у турецких налоговых служб. В связи с этим Поляковых и Юрию Морфесси пришлось довольно срочно перебратся в Венецию, немного позже Настя переезжает в Вену , потом в Прагу, а затем в 1923-ем в Париж. Работала в составе цыганских хоров и соло в престижных парижских ресторанах. Нередко выступала в общих программах вместе с виднейшими представителями русской артистической эмиграции - А.Вертинским, Ю.Морфесси, Н.Плевицкой. В начале 20-х выступала в Париже с цыганским хором (уже менее большим чем в Москве, но очень хорошим), пела в дорогом ночном парижском ресторане "Щехерезада" и в "Эрмитаже". В эмиграции хором управлял её брат Дмитрий Поляков. В этот период соло в Хоре Поляковых пела не только Настя Полякова, но и знаменитые певицы-цыганки — Нюра Массальская, Ганна Мархаленко, племянник Насти Владимир Поляков, а так же цыгане Димитриевичи.

В 20-ые годы Анастасия Полякова концертировала во Франции и Германии. В 1926 году, в Париже торжественно отметила тридцатилетие своей артистической деятельности, на торжествах председательствовал великий русский писатель А.И.Куприн. В 1933-ем состоялось одно из последних концертных выступлений Насти Поляковой в Европе. Она принимала участие в известном концерте "Ночи безумные", который был организован популярным певцом Александром Михайловичем Давыдовым. Затем вскоре эмигрировала в США.

Первые русские артисты, исполнители, музыканты и виртуозы-балалаечники появились в Нью-Йорке лет на пятнадцать раньше, чем в Париже, ещё с волной самой первой русской эмиграции в конце 19-го-начале 20-го веков. Будучи в Америке, в конце 30-х Насте Поляковой довелось выступать в Белом доме перед американским президентом Франклином Рузвельтом, любившим цыганское пение и очарованным выступлением артистки. 14 мая 1945 года в США состоялся большой "прощальный" концерт певицы, как он был объявлен по желанию Насти Поляковой. Он прошел в «Клаб хаузе» (Club House) и собрал целое созвездие эмигрантских артистов: Люда Бокал, Сара Горби, Маруся Сава, Ю.Василевский, Ф.Заркевич, А.Кузнецов, Л.Кальбус, М.Мишон, В.Фомин, Н.Маттей, Г.Елин (рояль) и С.Караваев (конферанс). А 19 ноября 1945 года состоялся последний небольшой полузыкрытый «интимный концерт» Насти Поляковой «с участием друзей-артистов»; в концерте приняли участие Вася Фомин, бывшая участница парижского ансамбля Насти Поляковой Люда Бокал, Сеня Караваев, Адя Кузнецов, Лёня Кальбус, Миша Цыганов, Маруся Сава и Сара Горби (в то время выступавшая в нью-йоркском ресторане «Корчма»).

Анастасия Алексеевна Полякова скончалась в Нью-Йорке 17 октября 1947 года, в относительной бедности,

/(с) по материалам книги Михаила Ивановича Близнюка "Прекрасная Маруся Сава"/

Информация о книге "Прекрасная Маруся Сава" - http://www.rp-net.ru/store....ID=2044

Прикрепления: 4135384.jpg (30.1 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Четверг, 2009-07-02, 10.33.30
 
bardistДата: Четверг, 2009-07-02, 09.46.19 | Сообщение # 2
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Записи разных лет - "Ехали цыгане" (сборник песен в исполнении Насти Поляковой)

Формат: МР3
Битрейт: 192 kbps
Размер файла: 30 МВ

Настя Полякова - Сирени запах, трели соловья
Настя Полякова - Гори-гори любовь цыганки
Настя Полякова - Валенки
Настя Полякова - Ехали цыгане
Настя Полякова - Меня ты вовсе не любила
Настя Полякова - Не говорите мне о нём
Настя Полякова - Расставаясь она говорила
Настя Полякова - Я гордо в мире шёл
Настя Полякова и Сева Фуллон - В темной аллее заглогшего сада

Ссылка: http://www.megaupload.com/?d=32YWIOUH

Благодарность за записи - писателю, автору замечательной книги "Прекрасная Маруся Сава" - Михаилу Ивановичу Близнюку

Прикрепления: 8439746.jpg (234.0 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Четверг, 2009-07-02, 10.54.50
 
bardistДата: Четверг, 2009-07-02, 09.53.24 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Рекламная афиша концерта Насти Поляковой

Прикрепления: 1366812.jpg (31.4 Kb)
 
bardistДата: Четверг, 2009-07-02, 10.45.22 | Сообщение # 4
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Граммофонные пластинки Насти Поляковой

Seereni Zapoch - NASTIA POLIAKOVA
PIANO accompaniment by GLEB YELLIN
Cello by G.BAGIAC
Label :Seva Records B-1

Vdol-da-po-Retchke - NASTIA POLIAKOVA
PIANO accompaniment by GLEB YELLIN
Label :Seva Records No. B-10

Yechali Tzigane NASTIA POLIAKOVA
Guitars By Y.VASILEVSKI F.ZARKEVICH

Label :Seva Records No. B-3

Mi-oba-Ljom - NASTIA POLIAKOVA
PIANO accompaniment by GLEB YELLIN
Label :Seva Records No. B-7

Источник: http://www.russian-records.com/search.php?search_keywords=Nastia

Прикрепления: 9595068.jpg (48.6 Kb) · 9160078.jpg (65.2 Kb) · 2429639.jpg (55.9 Kb) · 7755751.jpg (51.2 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Четверг, 2009-07-02, 10.51.41
 
bardistДата: Среда, 2009-12-09, 09.17.11 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Настя Полякова - Иноходец

*фотография Насти Поляковой была опубликована в книге М.И. Близнюка "Прекрасная Маруся Сава"

ссылка: http://www.megaupload.com/?d=164KR0XS

Прикрепления: 6250515.jpg (25.4 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Среда, 2009-12-09, 09.43.55
 
georgy50Дата: Понедельник, 2010-10-25, 12.13.54 | Сообщение # 6
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 371
Статус: Offline
в продолжении темы
Прикрепления: 4395418.jpg (57.8 Kb) · 2050859.jpg (110.0 Kb)


georgy50

Сообщение отредактировал georgy50 - Понедельник, 2010-10-25, 12.21.47
 
bardistДата: Среда, 2010-10-27, 00.36.40 | Сообщение # 7
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
для georgy50,

Спасибо за сканы, это один из двух комплектов пластинок Насти Поляковой, записаных и изданных в 1941 фирмой "SEVA RECORD", принадлежавшей русскому эмигранту, певцу и гитаристу Всеволоду Фуллону.
Был бы Вам весьма признателен за песни с этих пластинок, да и за другие любые записи несравненной Насти Поляковой, а их существует весьма немного а в сравнительно хорошем качестве вообще невозможно найти...
Из книги М.Близнюка "Прекрасная Маруся Сава" можно почерпнуть информацию о следующих пластинках Насти Поляковой:

Пластинки изданные фирмой "Грамофонъ" (1912 год)

Пластинка под номером Х 2-63348

Я люблю тебя как солнце

Пластинка под номером Х 2-63349

Я гордо в мире шёл

Пластинка под номером Х 2-63350

В час роковой

Пластинка под номером Х 2-63351

Сирени запах, трели соловья

Пластинка под номером Х 2-63352

Верная, манерная

Пластинка под номером Х 2-63354

Валенки

Пластинка под номером Х 2-63355

Баюшки-баю

Пластинка под номером Х 2-63356

Вчера ожидала я друга

Пластинка изданные фирмой "Декка" DECCA (14 декабря 1938)

Гори-гори любовь цыганки (GYPSY REMINISCENCE) DECCA 64811 (A-42) (при участии хора, оркестр Ф.Заркевича)

Меня ты вовсе не любила (YOU NEVER LOVED ME) DECCA 64829 (A-42)

Пластинки изданные фирмой "Сева Рекорд" (Seva Records) США (1941)

Серия Nastia Polyakova vol.1 Seva-album No 11

В час роковой (Fatal hour) (Seva 900) (у фортепиано Глеб Еллин)

Расставаясь она говорила When we parted (Seva 900) (у фортепиано Глеб Еллин)

Скоро день счастливый минет - Longing for you (Seva 901) (в сопровождении оркестра п.у. Глеба Еллина)

Настя у Яра (Nastia at the Yar) (Seva 901) (в сопровождении оркестра п.у. Глеба Еллина)

Люби меня - (Love me) ( Сева Фуллон и Настя Полякова ) (Seva 906) (гитары: И.Василевский Ф.Заркевич)

Нищая - (The faith) ( Исполняют Сева Фуллон и Настя Полякова ) (Seva 906) (гитары:И.Василевский Ф.Заркевич)

Серия Nastia Polyakova vol.2 Seva-album No 12

Иноходцы (Trotter) (Seva 902) (у фортепиано Глеб Еллин гитары:И.Василевский Ф.Заркевич)

Не говорите мне о нём - (Dont tell0) (Seva 902) (у фортепиано Глеб Еллин)

Сирени запах, трели соловья (Lilacs) (Seva 903) (у фортепиано Глеб Еллин)

Вдоль да по речке (By the river) (Seva 903) (у фортепиано Глеб Еллин)

Ехали цыгане (Gypsies) (Seva 904) (гитары: И.Василевский Ф.Заркевич)

Мы оба лжем (We lied) (Seva 904) (у рояля Глеб Еллин)

Пластинки изданные фирмой "Кисмет" (1949 год)*

Гори-гори любовь цыганки

Меня ты вовсе не любила

(* очевидно это переиздание песен изданных в 1938 фирмой "Декка")

_____________________________________________________________________________________________________

Кроме того, в записях сохранилась еще одна старинная цыганская таборная песня в исполненнии Насти Поляковой

а также известно что до Революции в России издавалась пластинка с цыганской песней "Не вечерняя" исполненной великой цыганской певицей.

С Уважением, Максим

Прикрепления: 2028393.jpg (4.4 Kb) · 2595629.jpg (7.0 Kb) · 3620283.jpg (10.0 Kb) · 7428917.jpg (4.6 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Среда, 2010-10-27, 18.26.10
 
Nick123Дата: Среда, 2010-10-27, 06.58.54 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 165
Статус: Offline
Максим! Спасибо за сообщения об этой замечательной певице.
В дополнение, список пластинок Насти Поляковой, изданных в России до 1917-го года.
Скан снимка из моего Каталога:

http://s016.radikal.ru/i336/1010/d6/db153ad0d471.jpg

Сообщение отредактировал Nick123 - Среда, 2010-10-27, 06.59.54
 
bardistДата: Среда, 2010-10-27, 10.08.41 | Сообщение # 9
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
для Nick123

Cпасибо Николай за ценный архивный материал!
Вот разыскал информацию ещё об одной пластинке Н.Поляковой, выпущенной немецкой фирмой "Homokord":

N.Polyakova - "Two gypsy songs"
Издатель - "Homokord"
Номера пластинок: 4861/4863

Может кто-нибудь сможет прояснить сведения по этим записям - какие песни туда входят и какой год записи?

Вообще, справедливости ради, необходимо заметить, что Анастасия Полякова, в отличии от Вари Паниной - не чуралась записывать на пластинки и чисто цыганский репертуар, не ограничиваясь только исполнением чрезвычайно модных в то время - русских романсов, которые в исполнении российских цыганских певиц начала двадцатого века назывались - романсами цыганскими, из-за своеобразной манеры исполнения.
В немногочисленных сохранившихся музыкальных записях Анастасии Поляковой сохранились такие замечательные цыганские композиции, как: "Валенки", "Верная-Манерная", "Иноходцы", "Ехали цыгане", "Гори-гори любовь цыганки", "Настя у Яра" и старинная цыганская песня.

Настя Полякова была Великой Цыганской Артисткой, хранившей лучшие традиции русско-цыганской песенной и артистической культуры середины 19-го - начала 20-го века, ведь до Революции цыганские хоры были популярны во всех лучших российских ресторанах и вообще, были в очень большой моде, а Поляковы являлись одними из самых лучших и наиболее известных исполнителей...

Жаль, что судьба раскидала эмигрировавшую из России семью цыган Поляковых. Известный цыганофил Жозеф Кессель не зря называл Володю Полякова, а так же Валю и Алёшу Димитриевичей - "Последними Цыганами", из славных и ярких, как в России так и в эмиграции, талантливых артистических цыганских кланов.
Кроме этого, фамилия Поляковых стала известна на Западе и благодаря знаменитому художнику Сержу Полякову.

Было бы просто отлично, если бы когда-нибудь всё-таки был издан СД-диск со всеми песнями из сохранившихся пластинок Насти Поляковой.

Ниже представлена песня "Верная-манерная", выпущенная сравнительно недавно на одном из официально изданных СД-сборников цыганской музыки, включавшего в себя и некоторые старинные цыганские записи.
"Верная-манерная" - цыганская песня на русском языке, записанная Настей Поляковой в сопровождении гитариста на грампластинку фирмы "Граммофон" в 1912 году, тогда же был сделан целый ряд записей популярнейшей в те годы певицы, находившейся на взлёте свой карьеры.
В этом же комплекте шла пластинка с записью цыганской песни "Валенки", впоследствии ставшей бесспорным советским хитом в исполнении Лидии Руслановой, выступавшей на одной сцене с исполнительницей цыганских песен и романсов Ниной Дулькевич (представительницей известного артистического цыганского клана Дулькевичей, после Революции не покинувших Россию и оставшихся в СССР).

Настя Полякова - "Верная-манерная"

Ссылка: http://www.megaupload.com/?d=FEMYU4DE
__________________________________________________

С Уважением, Максим

Прикрепления: 1886962.png (288.2 Kb) · 3769480.jpg (24.3 Kb) · 9612323.jpg (263.2 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Среда, 2010-10-27, 17.48.59
 
MiguelДата: Суббота, 2010-11-06, 11.02.19 | Сообщение # 10
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
А вот еще один альбом Насти Поляковой, выпущенный С.Фуллоном.

Ай-яй-яй...
У меня не получается выставить фото, простите. Если кто-нибудь объяснит, будет здорово.

Сообщение отредактировал Miguel - Суббота, 2010-11-06, 11.25.48
 
severnij-forumДата: Воскресенье, 2010-11-07, 01.44.01 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
Для Miguel:

Выложить фотографию на нашем Форуме достаточно просто. Главное условие, чтобы снимок обязательно был в формате "JPEG" (а не в "Gif", "Вmр" или в каком-либо другом). Если Ваше фото находится не в должном формате, тогда пере-конвертируйте его в "JPEG" с помощью любой компьютерной программы по конвертации фото-снимков (их множество в Сети, и они достаточно просты в обращении и делают всё быстро). А далее (по-шагово): когда открываете кнопку-функцию "EDIT" (для написания сообщения), внизу под окошком для написания текста есть кнопка под названием "Обзор" - нажимаете эту кнопку и откроется доступ к материалам Вашего компьютера, ищите папку или какое-либо другое место, где расположена нужная фотография, нажимаете на фотографию (или же на её текст/номер), а затем нажимаете на кнопку "Открыть" - после чего на Форуме рядом с кнопкой "Обзор" в окошке появится надпись "s IMAGEL s", копируете эту надпись полностью целиком (правой кнопкой мышки, кнопка-функция - "Копировать"), и далее вводите этот текст в окно текстового сообщения с помощью кнопки-функции "Вставить" (находится там же). А после отправляете сообщение с фотографией на Форум обычным способом, как и текст - "Добавить ответ". Это самый несложный способ выкладывания фотографий на нашем Форуме. Некоторые, правда, до сих пор не разобрались с этой "системой" и выкладывают не снимок, а интернет-ссылку на него (то есть загружают фотографию на любой из множества интернет-серверов, позволяющих загрузить и сохранить фотографию и затем выкладывают на Форуме не сам снимок, а ссылку на него) - при желании можете сделать и так, участники Форума смогут по ссылке открыть и увидеть Вашу фотографию.
P.S.
Если у Вас возникнут затрудения - напишите, попробуем найти причину. Иногда фотографии могут не загрузиться на Форум из-за очень большого размера - тогда просто необходимо немного уменьшить размер, с помощью подходящей интернет-программы, и главное не забывать про формат, так как при изменениях размера фотографий или какой-либо другой корректировке (например, использования функций "Фотошопа") формат фотоснимка изменяется автоматически, а на Форум (как сказано выше) можно выложить фото только в одном формате "JPEG" и более ни в каком другом. Кроме этого, часто бывают случаи, что фото находящееся в нужном формате "JPEG" не проходит из-за искусственно сделанной (с помощью "Фотошопа") рамки - в этом случае "рамку" необходимо "удалить/обрезать" и тогда снимок загрузится нормально. Если для Вас все эти правила сложны, тогда воспользуйтесь вторым вариантом и загрузите фото на любой из серверов, и просто выложите здесь ссылку для просмотра.
Вообще, хочу сказать (для Всех наших пользователей) - можете не экономить место на Форуме (если кто-нибудь специально выкладывает ссылки на сервера, а не прямое изображение фотографии, для экономии места на Форуме). В настоящее время у нас добавлено достаточно "файлового пространства", что можете выкладывать любые необходимые изображения прямо на Форум - так-как участникам Форума гораздо удобнее смотреть фото сразу же, нежели дополнительно "бродить по ссылкам". Ну уж, а если по техническим причинам у кого-то не получается загружать снимки на Форум напрямую, то тогда, конечно же, пользуйтесь помощью серверов и ссылок, ничего не поделаешь.

C Уважением!
Администратор Форума-сайта "СЭ".

 
MiguelДата: Воскресенье, 2010-11-07, 11.02.46 | Сообщение # 12
Рядовой
Группа: Пользователи
Сообщений: 10
Статус: Offline
Пробую, как вы сказали
$IMAGE1$
$IMAGE1$

Почему-то копируется только эта надпись, наверное, я что-то недопонял

$IMAGE1$
$IMAGE1$

Сообщение отредактировал Miguel - Воскресенье, 2010-11-07, 14.57.24
 
babaiДата: Воскресенье, 2010-11-07, 12.09.01 | Сообщение # 13
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1036
Статус: Offline
$IMAGE1$
в предпросмотре будет,а в ответе появится фото


Не имеет значения, как медленно ты движешься, главное не останавливаться.
Конфуций


Сообщение отредактировал babai - Воскресенье, 2010-11-07, 12.10.46
 
Nick123Дата: Понедельник, 2010-11-08, 07.35.19 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 165
Статус: Offline
Спасибо Эдуард и Слава за разьяснение по вставлению фото.

Попробовал проиллюстрировать свое более раннее сообщение номер 8
Получилось очень неплохо

Как говорится ВЕК ЖЕВИ, ВЕК УЧИС

Прикрепления: 2833341.jpg (123.1 Kb)


Сообщение отредактировал Nick123 - Понедельник, 2010-11-08, 07.40.07
 
babaiДата: Понедельник, 2010-11-08, 18.08.23 | Сообщение # 15
Генерал-полковник
Группа: Пользователи
Сообщений: 1036
Статус: Offline
Ух, какая классная штука!
Спасибо.
Особо поразило "Валенки,цыганск. пъсня"
Было бы замечательно поработать над созданием сборника Насти.


Не имеет значения, как медленно ты движешься, главное не останавливаться.
Конфуций


Сообщение отредактировал babai - Понедельник, 2010-11-08, 18.09.30
 
bardistДата: Суббота, 2011-01-29, 16.10.10 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Слава, вот еще одни "Валенки"...

На этот раз в исполнении белой цыганки Нины Дулькевич...

Добавлено (2011-01-29, 16.10.10)
---------------------------------------------
Страничка памяти Насти Поляковой...

В блоге размещена биография Насти Поляковой, в разделе музыка можно прослушать записи певицы...

http://rusnasledie-nastia-polyakova.blogspot.com/

Совсем недавно на одном из дружественных сайтов была опубликована (впервые в нете) интереснейшая статья Аллы Кторовой - "Жизнь и смерть цыганских певиц в Америке", которую я и предлагаю всем заинтересованным почитать...

"Жизнь и смерть цыганских певиц в Америке"
Алла Кторова - "Жизнь и смерть цыганских певиц в Америке"

В свое время я писала о своих встречах с исполнительницей цыганских
песен и романсов Верой Толстой. Среди девушек из состоятельных (большей
частью) семей в России были юные талантливые существа, подпавшие под
обаяние цыганского искусства. Современники помнили Ольгу Вадину, Нину
Красавину, Марину Черкасову, одесситку Изу Крамер и другие имена, пленявшие
россиян. Одной из таких русско-цыганских певиц была и Маруся Сава (Мария
Ивановна Савицкая), творившая в эмиграции. На Западе, и особенно в Америке,
ее очень хорошо знали и ценили.
Маруся Сава родилась и выросла во Владивостоке начала века в
интеллигентской семье, получила хорошее воспитание и образование. После
революции она разделила жизнь беженцев. В Китае, в 28-м году, умер муж
Маруси, крупный врач, и ее, по логике событий, должны были ожидать в
будущем лишь горести и скитания, ибо у нее не было ни профессии, ни
специальности. Существовать было не на что...
Но в Книге судеб жизнь Маруси была вычерчена по другим параметрам: с
детства небесами ей были даны огромный музыкальный талант, прекрасный голос
и великая способность покорять слушающих волшебным пением. Марусю Савицкую
приняли в знаменитый на весь мир хор Агреневой-Славянской, который
собирался на гастроли в Соединенные Штаты. А в Америке успех пришел сразу к
молодой певице, да вдобавок и писаной красавице: чистый, как бы хрустальный
голос, длинные, почти до колен каштановые косы, темно-синие, цвета
драгоценного сапфира, глаза... Когда певица с бубном исполняла цыганские
пляски, зал неистовствовал от восторга.
О Марусе Сава в свое время была написана масса похвальных критических
отзывов, а теперь ею как бы по специальным сплетениям нитей судьбы
занимается талантливая журналистка и театровед, моя близкая подруга по
ГИТИСу в Москве Людмила Кафанова. Людмила приехала в Нью-Йорк в 70-х гг. из
Москвы и буквально через несколько дней после прибытия встретила Марусю
Сава на Толстовской ферме, где муж Людмилы, Роман Романов, в прошлом артист
московского цыганского театра "Ромэн", пел для дочери Толстого, Александры
Львовны, кончавшей свой жизненный путь, старинные романсы, любимые в Ясной
Поляне. В одном из своих эссе, посвященных творческой биографии Маруси
Сава, Людмила Кафанова со слов артистки пишет: "Когда мы приехали в Чикаго,
меня сразу же пригласили в русский ночной клуб " Петрушка ". Какие тогда там
собирались люди! В основном артисты Московского Художественного театра,
решившие после гастролей в США не возвращаться в Советский Союз. Хмара,
Аким Тамиров, Инна Мираева - певица и композитор. Все мои коллеги помогали
мне делать первые шаги на профессиональной сцене. Все они были еще и
прекрасные, отзывчивые люди. А потом был Нью-Йорк. Русская жизнь здесь била
ключом. Ночные клубы " Тройка ", " Корчма ", " Казино Рюс ", которое помещалось в
центре города, где до сих пор действует ресторан " Рашн ти Рум " (" Русская
чайная ") около знаменитого концертного зала Карнеги Холл. Публика во всех
этих клубах была самая изысканная. Буржуям и помещикам, как их называли
тогда в Совдепии*, было что помнить и о чем тосковать. Они, по выражению
Романа Гуля, " унесли Россию на подошвах ", у них была ностальгия по
оставленной родной русской жизни, их тянуло туда, где звучала русская речь
и пелись русские песни, цыганские романсы, бередившие душу и будившие самые
дорогие воспоминания.
Судьба преподнесла мне необыкновенный подарок. О чем же здесь идет речь?
Прежде всего, конечно, о знакомстве с Марусей Сава. А затем - о той
информации, и даже более чем информации, о кладе, который мне передала
Маруся Сава о жизни и кончине в Америке королевы цыганского пения, второй
после Вари Паниной звезде концертной сцены в России Насти Поляковой.
Вера Ильинична Толстая, рассказавшая мне о ней, рассталась с Настей до
войны, после того как знаменитая цыганская певица вместе с мужем покинула
Париж и уехала в Америку. После этого следы ее в памяти Веры Ильиничны
теряются. Верочка знала только одно: Настя Полякова пела в нью-йоркском
ресторане " Корчма ", но вскоре умерла. И сколько я ни пыталась разыскать
тех, кто любил и помнил Настю Полякову, в памяти которых сохранилось хотя
бы место, где она похоронена, мне это не удавалось.
Но вот на моем пути - Маруся Сава, и первое, что я от нее узнала, - это
то, что перед войной она недолгое время была коллегой знаменитой Насти
Поляковой.
Уже упоминалось о том, что величайший Шаляпин говорил, что он с его
пением в подметки не годится Варе Паниной, царице цыганского пения, с
которой не мог сравниться никто, а вот Настю Полякову, признанную всеми
" второй после Вари Паниной ", настоящие знатоки пения кочевого племени
называли " Шаляпин в юбке ".
Замечательная, несравненная, легендарная Настя, как называли ее в
России, была из знаменитой семьи Поляковых** - цыган- аристократов. Таких
было до революции немало - и семьи Шишкиных, Лебедевых, Егоровых,
Соколовых, известные всем " цыгановедам " России. Члены этих семей считали
себя приближенными к " высшему обществу " и, действительно, тесно общались с
артистами, композиторами, музыкантами, военной знатью.
В Москве, у Яра, семья Поляковых держала свой хор. Свой, " семейный " хор,
как почти всегда у именитых цыган, хор, куда входили отец, мать, взрослые
дети, братья, дядья, их жены и т. д. Здесь царили строгий порядок,
непререкаемые традиции, высокая нравственность: никакого амикошонства со
зрителями, с гостями, никаких вольных отношений, не говоря уж о
фамильярности. Если кто-нибудь из посетителей ресторана приглашал
молоденькую цыганку в " отдельный кабинет ", то с нею шли мать, сестра или
гитарист. Доброе имя хора поддерживало чистоту и честь всего рода.
Когда на Россию в 1917 г. свалилось ужасное горе, которое мой дед,
московский извозчик, называл " кроволюция ", многие цыгане ушли из страны.
Кто именно из семьи Поляковых покинул родину, в точности неизвестно, но
Вера Ильинична Толстая рассказывала мне, что в Париже Насте Поляковой
аккомпанировал на гитаре брат " Митька ". В России такие семьи, как Поляковы,
были очень богатыми, жили в самых дорогих домах и квартирах, роскошно
одевались, дети их учились в гимназиях и университетах: огромные денежные
подарки и драгоценности, которыми осыпали талантливых певцов, певиц и
танцоров кочевого народа российские " толстосумы ", делали свое дело. Но в
эмиграции наступила бедность. И хотя в ресторан " Голубой мотылек " (" Бле
папийон "), где певица выступала, приезжали всем известные богатейшие люди
мира, все-таки это было место в основном для русских эмигрантов и " награда "
артистам от публики ограничивалась бутылкой вина, коробкой конфет или
несколькими франками, что было сущим пустяком.
Однако настоящее несчастье, и не только для России, но и для всего мира
произошло, когда разразилась катастрофа почище революции, катастрофа,
предвещавшая конец света, - Гитлер начал победное шествие по европейским
странам.
Насте и ее мужу надо было что-то срочно предпринимать: Илья, Настин муж,
был евреем, и им пришлось бежать в Соединенные Штаты. Не успели они кое-как
устроиться в Нью-Йорке, где Настя поступила петь в ресторан " Корчма ", как
на артистку свалилась другая, личная трагедия. Илья был ювелиром, наколол
на работе палец, и это оказалось фатальным. Последовало заражение крови, а
за ним - смерть. Настя осталась одна, без поддержки, сочувствия, участия,
почти нищая... Не будем думать и гадать, сколько раз ей в эти времена
вспоминались слова романса " Нищая " (песни Беранже), исполняемые Настей
когда-то под гром аплодисментов в далекой Москве.
О конце жизни великой певицы Насти Поляковой писать очень тяжко. Ей
стало непереносимо жить на белом свете не только потому, что она потеряла
мужа, которого горячо любила, - певица старела, слабела, теряла силы. Ей
было уже за семьдесят. Петь, как прежде, Настя Полякова больше не могла, в
ресторане " Корчма " она уже не пела романс за романсом весь вечер, а была в
силах позволить себе исполнить только две вещи - " Меня ты вовсе не любила "
и " Вдоль да по улице ". И хотя два этих номера считались сравнительно
легкими для исполнения, генная гениальность Насти Поляковой, особенный
колорит ее пения и душевная интонация были настолько мощны, что зал
безумствовал.
" Как Настя пела, этого нельзя передать словами, - вспоминает Маруся
Сава. - Ведь она была уже очень пожилой. Старая, полная женщина... Но когда
она начинала петь, то рождала такой волшебный мир, что слушающие забывали
обо всем на свете... "
Глубокие, настоящие ценители цыганского пения писали, что секрет гения
Насти Поляковой, ее необыкновенная власть над зрителями коренились в ее
скрытой духовной гениальности, особой фатальной эмоциональности и
неразгаданной еще силе, присущей только особым представителям этого
особенного народа.
Необходимо отметить, что хотя Настя Полякова бередила души всех, начиная
с малограмотной публики и кончая представителями знати, однако в то же
время богатые посетители ресторанов тянулись к более им близким,
неутомительным развлечениям, не слишком отягощающим и без того клокотавшую
жизнь. Самых разных социальных уровней зрители валили в рестораны, казино и
клубы, чтобы полюбоваться красивым молодым лицом Маруси Сава и ее юных
коллег с их идеальными фигурами, звонкими голосами и зажигательными песнями
и плясками. Маруся Сава вспоминает:
"На фоне молодежи Настя виделась как бы " инородным " телом, какой-то
чрезвычайно дорогой, но " антикварной " фигурой... А кроме того, она была
измучена тяжкими физическими переживаниями последних лет. Помню, перед
самым выходом на эстраду она почти всегда говорила: " Сил нет... " Она и я
чередовались, как примадонны, ей, конечно, было это очень неприятно. Слава
ее тихо угасала, и доходило до того, что ее знакомые приглашали петь к
своему столу меня, но не ее, а она сидела в стороне и страдала. Гордая была
Настя и молчаливая, но ведь все было понятно. Однажды я слышала, как она
сказала с неудовольствием и сарказмом: " И за это платят деньги! " - услышав
чье-то пение, может быть, даже мое... Но я ведь была тогда так молода, так
хороша... Мне поклонялись, меня горячо любили, и чувство зависти мне было
совершенно незнакомо".
А Настина жизнь шла под уклон. 50-летний юбилей ее справляли в 1941 г. в
Нью-Йорке, а жила она очень бедно, беднее даже, чем в Париже. Маруся
говорила, что знаменитая певица носила всегда одно и то же платье (даже на
юбилее своем в нем была) за неимением денег на другое, а для прославленной
артистки выступать в одном и том же туалете нигде не полагается. Красота ее
исчезла, волос на голове почти не осталось, и певица носила тугую шапочку
из полупарчи. Маруся в то время была ведущей в Ройал Театре, где работала
большая группа профессионалов. Насте предложили там как-то подготовить
несколько цыганских романсов и организовать хор, но она категорически
отказалась. "Нет, - твердо сказала она, - это все умрет со мной". Да и как
она, знавшая лучшие цыганские московские и петербургские хоры, где
исполнение было шедевром мирового искусства, могла ответить иначе?
Необдуманное, легкомысленное предложение создать цыганский хор в эмиграции
покоробило ее. И вот произошло то, чего и надо было ожидать: ресторан
"Корчма" закрылся (это было очень маленькое заведение) из-за отсутствия
дохода, и королеве цыганского пения стало совсем не на что жить и надо было
подумать просто о куске хлеба. Дошло до того, что великая Настя Полякова
стала искать хоть какую-нибудь работу по обЙявлениям в газете. Одна русская
дама хотела иметь женщину для домашних услуг, и Настя пошла по этому
обЙявлению. Хозяйка открыла дверь.
- Настенька, что вы здесь делаете? - испуганно спросила она, обомлев,
так как хорошо знала певицу по выступлениям и боготворила ее.
- Я пришла наниматься в прислуги, - ответила Настя.
Хозяйка взяла ее.
А через некоторое время в дверь опять позвонили. На этот раз дверь
отворила "домработница" и увидела молодого человека лет двадцати пяти с
букетом роз и коробкой шоколада.
- Я хочу видеть Настю Полякову, - сказал он.
- Это я, - тихо ответила певица.
Молодой человек оказался господином Карлом Фишером из Чикаго.
Маруся Сава рассказывает:
"Был слой людей, на которых держалась жизнь и, более того, какое-то
благополучие русского общества в Америке. Это были российские евреи, жители
Москвы и Петербурга, бежавшие от революции и гражданской войны и, как все
прочие россияне, покинувшие страну. Именно об этой группе людей писал другу
в Москву из Нью-Йорка Сергей Есенин, когда был там с Айседорой Дункан.
" По-видимому, евреи самые лучшие ценители русского искусства, - писал
поэт, - те из них, кто был состоятельным, любили русское искусство не
только "платонически", но и поддерживали его материально ".
Одним из таких " спонсоров " (выражаясь языком сегодняшнего дня) и был
Карл Фишер. Он жил в Чикаго, пленился пением Насти по грамзаписи, стал
усиленно искать и наконец нашел актрису в Нью-Йорке. Россиянин по
происхождению Карл Фишер не оставлял Настю Полякову своим вниманием и
глубочайшим почитанием до конца ее жизни в Америке, но, к сожалению, этот
бескорыстный, преданный друг, готовый отдать ей все, что было в его силах,
разыскал певицу слишком поздно.
Настя Полякова заболевает тяжелым воспалением почек. Стали устраивать
вечера в ее пользу, собирать средства, чтобы помочь. Маруся Сава, всегда
первая бросавшаяся на помощь тем, кому было хуже, чем ей, распространяла,
где только могла, билеты на благотворительные концерты в пользу выдающейся
певицы. А Настя лежала в своей бедной квартире одна и изредка звонила
Марусе. Состояние ее было тяжелым. Маруся приходила, помогала, чем могла,
но певице становилось все хуже и хуже. И вот наконец католическая больница,
последнее пристанище Насти. Когда Маруся пришла навестить свою бывшую
коллегу, то увидела у кровати тумбочку с огромным букетом роз. Цветы были
от того же г-на Фишера. " Поздно... все поздно... " - тихо сказал она. Певице
было очень плохо, она страдала от пролежней. Маруся обтерла ее лекарствами,
посидела у кровати. А через час после того, как Маруся пришла домой, ей
позвонили и сообщили, что королева цыганского пения русской сцены
знаменитая Настя Полякова скончалась.
Скончалась от острой уремии.
Она просила гроб не открывать, но хозяин " Корчмы " П.Немиров все же
открыл...
На следующий день в нью-йоркской газете " Новое русское слово " появилось
сообщение:
" Во вторник в Свято-Покровском соборе на 2-й улице состоялось отпевание
Насти Поляковой.
Чин отпевания совершил специально приехавший для этого из
Св. Тихоновского монастыря епископ Никон, лично знавший покойную. Епископу
Никону сослужили протоиерей Иосиф Стефанко и игумен Иона. Прекрасно пел
мужской квартет. В церкви собрались самые близкие друзья артистки. Среди
них было четыре человека, особенно заботившиеся о Насте Поляковой во время
ее болезни и принявшие на себя заботы по погребению: владельцы "Корчмы"
Немировы, Маруся Сава и друг покойной, прилетевший из Чикаго на похороны,
Карл Фишер.
После отпевания гроб с телом покойной был перевезен на кладбище в
Пассейк, в Нью-Джерси, и там предан земле ".
Так закончила свою жизнь легендарная Настя Полякова, знаменитая
цыганская певица давно прошедших дней.
Если вы спросите сейчас рядового россиянина среднего возраста, говорит
ли ему что-либо это имя, он вряд ли ответит положительно. Настя Полякова
была эмигранткой, а о людях ее судьбы, как бы ни были значительны их имена,
еще недавно и не вспоминали. О них нигде не упоминали, не писали, будто они
вообще никогда не существовали. И только сейчас, в конце века, полились в
Россию сведения о живших за рубежом, безвестных на родине выдающихся
творцах искусства России. Настало время рассказать и о русской эстраде и
возродить имя Насти Поляковой, " Шаляпина в юбке ", чье пение, наполненное
великой таинственной силой роковой скорби, - незабываемая страница русской
музыкальной сцены.
Вашингтон
* Так русские эмигранты называли Советский Союз.
** Из этой же семьи Поляковых и знаменитая уже в советское время в
Москве Ляля Черная, артистка Театра " Ромэн ".

Источник: Независимая газета Дата выпуска: 05.09.1996

Прикрепления: 5107487.jpg (16.5 Kb)
 
georgy50Дата: Вторник, 2011-02-15, 12.33.24 | Сообщение # 17
Генерал-майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 371
Статус: Offline
в дополнение
Настя Полякова:

нищая

Без всяких обработок - с проигрывателя на комп.
http://rapidshare.com/files....___.wav

Прикрепления: 0443333.jpg (347.7 Kb)


georgy50

Сообщение отредактировал georgy50 - Вторник, 2011-02-15, 12.37.12
 
bardistДата: Среда, 2011-02-16, 10.31.32 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Георгий, огромное Вам спасибо!
Настя великолепна - низкий, густой и очень проникновенный голос, цыганские интонации - исполнение пронимает до костей несмотря на многочисленные щелчки и скрипы старой пластинки!!!!
Шикарный романс на стихи французского поэта 19 века Пьера-Жана Беранже, русский текст Дмитрия Ленского, музыку написал русский композитор-дилетант Александр Алябьев.
Вот как его пела Великая Варя Панина...

Ссылка на просмотр: http://www.youtube.com/watch?v=maAXE9ltVF4

---------------------------------------------
Между прочим - в следующем году исполняется 100 лет с того времени как Настя Полякова сделала первые записи на пластинки для фирмы "Грамофонъ"...
Хотелось бы надеяться что все записи из этой серии сохранились, пока есть только 4 песни из 8...

Прикрепления: 2944497.jpg (16.9 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Среда, 2011-02-16, 10.37.34
 
bardistДата: Понедельник, 2012-07-09, 07.04.48 | Сообщение # 19
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Певица Настя Полякова.
До-революционный фото-снимок.
Был опубликован в книге И.Ром-Лебедева - "От цыганского хора к театру Ромэн".




Песни и романсы. Поет Настя Полякова. Записи 1912-1941 гг.
---------------------------------------------
1912 Валенки (студ.)
1912 Верная-манерная (студ.)
1912 Сирени запах, трели соловья (студ)
1912 Я гордо в мире шёл (студ)
1938 Гори-гори любовь цыганки (оцифровка georgy50)
1938 Меня ты вовсе не любила (оцифровка georgy50)
1941 В темной аллее заглогшего сада (радио)
1941 В час роковой
1941 Вдоль да по речке (из коллекции Юрия Берникова)
1941 Ехали цыгане (из коллекции Юрия Берникова)
1941 Иноходцы (оцифровка georgy50)
1941 Мы оба лжем (из коллекции Юрия Берникова)
1941 Не говорите мне о нём (оцифровка georgy50)
1941 Нищая (оцифровка georgy50)
1941 Расставаясь она говорила (радио)
1941 Сирени запах, трели соловья (из коллекции Юрия Берникова)

---------------------------------------------
Обновленная ссылка: http://narod2.yandex.ru/disk/40496832001/AAP.rar.html
Прикрепления: 3651200.jpg (73.4 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Понедельник, 2012-07-09, 07.05.12
 
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Исполнители русской эмиграции: Настя Полякова (Биография+ссылка на записи)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Опции сообщения:
Код безопасности:


Сделать бесплатный сайт с uCoz