Четверг, 2024-03-28, 14.24.31
 dd
Главная страница сайта Северная Энциклопедия

РЕГИСТРАЦИЯ

Начало Форум Регистрация Вход
Вы вошли как Гость
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Исполнители эмиграции: Ляля Димитриевич (Ссылка на альбом + статьи)
Исполнители эмиграции: Ляля Димитриевич
bardistДата: Понедельник, 2008-05-26, 12.19.13 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
LP - Ляля (Лейла) Димитриевич - "CHANTS DU PEUPLE ROM" (1973). Ляля Димитриевич и ансамбль п/у Георгия Партох.
На сегодняшний день пока имеется лишь семь песен (подборка) из сольного диска, в исполнении цыганской певицы из знаменитой семейной "Труппы Димитриевичей" - Ляли (Лейлы) Димитриевич.

LP - LALIA DIMITRIEVITCH - "CHANTS DU PEUPLE ROM"
Auteurs: Lalia Dimitrievitch & Ensemble Gueorgui Parthogh
Année de publication: 1973
ISBN: LP LDX 74 527 (LP 04 ITA-007)

Полный трек-лист альбома:
01. Romani Rati
02. Diamantsi
03. Ierali
04. Taborna split
05. Dado
06. La danse des deus guitares
07. Pasa Ves
08. So kurke po pai pirdem
09. Palso
10. Gilaben le Roma
11. Diklem suno tchare papinergo
12. Tchelmi vestri

Трек-лист сборника (7 песен):
1. Romani Rati
2. Lekali
3. Taborna split
4. Pasa ves
5. Polso
6. Cilaben Le Roma
7. Tcheli Vestri

ССЫЛКА: http://www.megaupload.com/?d=L8KLY9LQ

Пароль: shanson-e.tk
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Прикрепления: 4965265.jpg (10.3 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Понедельник, 2008-05-26, 12.20.18
 
severnij-forumДата: Понедельник, 2008-05-26, 12.45.37 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
LP - LALIA DIMITRIEVITCH - "CHANTS DU PEUPLE ROM" (1973)
Label: Le Chant du Monde
LDX - 74527 stereo-mono
FRANCE

----------------------------------------------------------------------------------
Прикрепления: 4043681.jpg (27.8 Kb)
 
bardistДата: Понедельник, 2008-05-26, 13.44.01 | Сообщение # 3
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Интересно, есть ли в Сети полная версия данной пластинки. Стиль исполнения великолепен, половина слов в песнях перекручена, но от этого ничего не портится, слушается еще лучше. Интересно было бы послушать, если бы Ляля записалась дуэтом с А.С.
Во Франции такая пластиночка стоит ни много, ни мало - 22 Евро.
У французских коллекционеров пластинка датируется 1973 годом (LP LDX 74 527 "Chants du Peuple Rom")
 
severnij-forumДата: Понедельник, 2008-05-26, 13.54.26 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
Да, голос неординарный и с Северным зазвучал бы интересным унисоном. Правда я думал ранее, что Ляля Димитриевич представляет самое старшее поколение Димитриевичей, но исходя из её не очень "чистого" произношения (Валя Димитриевич, например, поёт по-русски гораздо чище), похоже что Ляля Димитриевич из "младшего" поколения рода, которые уже стали подзабывать акцент правильной русской речи, вероятно уже больше общаясь в эмиграции на французском или английском языках. К примеру, у того же Алёши Димитриевича выговор пожалуй самый "чистый" из всех, видно что он и в эмиграции продолжал говорить только по-русски (к тому же он и неграмотный был вовсе, ни читать ни писать не умел).
 
bardistДата: Понедельник, 2008-05-26, 14.02.53 | Сообщение # 5
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Согласен с Вами - самый чистый выговор русской речи был у Алеши. На СД - "Эмигрантское танго" (записи американских концертов 1984 года) перед некоторыми песнями Алеша Димитриевич делает вступления, слышен довольно хороший выговор.
 
ГостьДата: Понедельник, 2008-05-26, 15.01.00 | Сообщение # 6
Группа: Гости





Ляля Димитриевич поёт стопроцентный французский шансон, такая цыганская "а-ля Эдит Пиаф"(разумеется с "поправкой" на цыганский жанр). Однако очень сильно видно влияние французской песни.
 
NNДата: Среда, 2008-05-28, 08.44.41 | Сообщение # 7
Генерал-лейтенант
Группа: Пользователи
Сообщений: 780
Статус: Offline
Quote (bardist)
в Франции такая пластиночка стоит ни много,ни мало 22 евро.

Мне один знакомый фарцовщик рассказывал, что в семидесятые годы (1973-74) пластинка Алеши Димитриевича стоила на черном рынке 130 рублей. Зачем-то я это запомнил. Сумма, сопоставимая с месячной зарплатой.

 
ГостьДата: Четверг, 2008-05-29, 00.00.51 | Сообщение # 8
Группа: Гости





В начале 70-х, 130 р. - это вообщем-то было сопоставимо даже больше чем со "средней зарплатой". Это было почти аж полторы зарплаты (!), не хреновая такая суммочка. Но правда ещё не предел, если вспомнить что за винилы некоторых западных исполнителей, тогда прросили по 200-250 р. (причём иногда даже за "распечатанный" диск, который был один раз "прогнанный" и переписанный на ленту для дальнейшего тиражирования).
 
severnij-forumДата: Пятница, 2008-06-13, 13.49.16 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
Разыскал в Сети более подробную инфу об этой пластинке, в том числе нашёл другой номер издания: LP04ITA-007. Исходя из этой информации, выходит что данный диск Ляли Димитриевич видимо так же был издан в Италии (аббревиатура: "ITA"). Кроме прочего, там было указано, что в записи настоящей пластинки принимал участие Ансамбль п/у Георгия Партоха (Gueorgui Parthogh; Георгий Портнов - музыкант-гитарист, цыганский певец, работавший со многими артистами эмиграции). Скорее всего, на этой пластинке Ляле Димитриевич принадлежат только 7 песен (представленные по ссылке), а остальные 5 композиций альбома вероятно исполнили Георгий Партох и музыканты его ансамбля. В любом случае, было бы интересно услышать весь диск, но пока в Сети встречаются ссылки только на эту "выборку" из 7-ми песен.
 
bardistДата: Понедельник, 2008-12-08, 09.09.37 | Сообщение # 10
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
1970-ые годы. Знаменитый Пьер Светланов, Стефан и Ляля Димитриевичи, венгерская певица Марика Гонди и Георгий Партох в русском ресторане "Тройка" в Брюсселе (Бельгия).

(с) Фото из частного эмигрантского архива, предоставлено специально для Форума-сайта "Северная Энциклопедия".

Прикрепления: 9276116.jpg (253.7 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Понедельник, 2008-12-08, 09.13.48
 
severnij-forumДата: Понедельник, 2008-12-08, 10.35.17 | Сообщение # 11
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
Для bardist

Большое спасибо вам за столь интереснейший эксклюзивный фото-снимок. Целая плеяда знаменитых эмигрантских исполнителей того времени.
С Уважением! Администрация.

 
bardistДата: Понедельник, 2008-12-08, 11.14.35 | Сообщение # 12
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Стефан и Ляля Димитриевичи.

Прикрепления: 8092288.jpg (45.2 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Понедельник, 2008-12-08, 11.18.22
 
bardistДата: Четверг, 2008-12-25, 11.58.33 | Сообщение # 13
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Ляля Димитриевич. Фото с виниловой LP-пластинки "CHANTS DU PEUPLE ROM"

Прикрепления: 5639616.jpg (102.7 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Четверг, 2008-12-25, 14.31.21
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 19.49.22 | Сообщение # 14
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Удалось найти фотографии разворотов (а их несколько) обложки виниловой пластинки Ляли Димитриевич - "CHANTS DU PEUPLE ROM".
К сожалению, фотографии плохого качества и с них невозможно прочесть текст, размещенный на разворотах обложки.
Полную версию фонограмы пластинки (12 песен) мне пока розыскать не удалось.

Прикрепления: 7957563.jpg (48.9 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-01-17, 20.22.24
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 19.49.46 | Сообщение # 15
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 1620648.jpg (67.6 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 19.50.13 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 5028963.jpg (42.6 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 19.50.53 | Сообщение # 17
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 6261474.jpg (45.4 Kb)
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 19.54.14 | Сообщение # 18
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Прикрепления: 7355144.jpg (46.2 Kb)
 
severnij-forumДата: Суббота, 2009-01-17, 20.24.14 | Сообщение # 19
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
Для bardist
Спасибо. А тройной конверт-то у диска очень любопытный, с какими-то подробными статьями-комментариями.
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 20.27.45 | Сообщение # 20
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Да, любопытно было бы перевести текст с этого конверта, весьма возможно , что там есть какая-нибудь подробная инфа о Ляле Димитриевич, ведь до сих пор об этой исполнительнице ничегошеньки неизвестно.

Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-01-17, 20.41.00
 
bardistДата: Суббота, 2009-01-17, 20.53.39 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Вот попробовал воспроизвести (очень приблизительно) семейное древо цыган Димитриевичей

Рискну сделать предположение, что Ляля была дочерью (врятли супругой) одного из старших братьев Алёши - Ивана или Николая Димитриевичей. Известно, что она выступала вместе со Стефаном и Соней Димитриевичами (у них был свой отдельный от Алёши и Вали музыкальный коллектив).

Прикрепления: 7965845.jpg (39.6 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Суббота, 2009-01-17, 20.56.47
 
severnij-forumДата: Суббота, 2009-01-17, 20.55.27 | Сообщение # 22
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 1251
Статус: Offline
Прикрепления: 3046045.jpg (74.0 Kb)
 
bardistДата: Понедельник, 2009-08-03, 21.25.35 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Стефан и Ляля Димитриевичи, а также представители более младшего поколения замечательного артистического клана.

Прикрепления: 0630083.jpg (90.6 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Вторник, 2009-08-04, 08.00.00
 
bardistДата: Понедельник, 2009-08-03, 21.29.33 | Сообщение # 24
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Ляля Димитриевич

Прикрепления: 6614282.jpg (67.6 Kb)
 
bardistДата: Среда, 2009-12-02, 09.21.22 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ---------
Представляем полную оцифрованную версию сольной пластинки Ляли Димитриевич - "Chants du peaple ROM" (1973). Благодарим за предоставленный материал пользователя Georgy50.

Lalia Dimitrievitch - "Chants du peaple ROM" (1973)

формат: МР3 320 кбит/с
размер: 95 МВ

01. Romani Rati (Что за ветер в степи молдаванской)
02. Diamantsi (Цыганская песня)
03. Ierali (Ехали цыгане)
04. Taborna split (Табор наш спит)
05. Dado (Цыганская песня)
06. La danse des deus guitares (Инструментал)
07. Pasa Ves (Иноходец)
08. So kurke po pai pirdem (Цыганская песня)
09. Gilaben le Roma (Зачем было влюбляться)
10. Gilaben le Roma (Пойте цыгане)
11. Diklem suno tchare papinergo (Цыганская песня)
12. Tchelmi vestri (Сто верст)

Ссылка: http://www.megaupload.com/?d=NWAI2RBD

---------------------------------------------
Lalia Dimitrievitch (Lalia Tan)



Lalia Dimitrievitch (Lalia Tan)

Ляля Димитриевич (настоящее имя - Лейла Тан) - цыганская певица и хореограф, происхождением из старинного карпатского цыганского клана Гунешти, племени Калдерашей. Ее отец - видный цыганский деятель и музыкант Миланко Тан, был родом из Швеции, откуда в середине 30-х годов
вся семья перебралась в Париж. Здесь происходит знакомство молодой еще Ляли с обширной
культурой многих цыган мира, и в первую очередь русских цыган из до-революционной России. Лейла учит русские цыганские песни, и начинает исполнять их на подмостках знаменитых эмигрантских ресторанов и кабарэ Парижа.
Кроме французского и русского Ляля впоследствии освоит и другие языки: немецкий, греческий, итальянский и испанский. В конце 30-х - начале 40-х годов Ляля выходит замуж за Стефана Димитриевича, сына старшего брата Алеши и Вали, Николая Димитриевича. Перед самым началом Второй Мировой войны, певица вместе с родственниками мужа покидает Францию и перезжает жить в Южную Америку. В Бразилии у молодой цыганской семьи Стефана и Ляли появляются на свет двое детей (третий ребенок - дочь Валя родилась в 1957-ом году и в последствии тоже стала известным танцевальным хореографом). Позже семья перебралась из Бразилии в Аргентину, где в 40-50-х годах Ляля с успехом выступает в известном аргентинском кабарэ "Табарис" в Буэнос-Айресе, где также одно время работал и её знаменитый родственник Алеша Димитриевич. В середине-конце 50-х Ляля и Стефан Димитриевичи переезжают жить в Монреаль в Канаду. В 1958-ом, Ляля вместе с мужем и его сестрой - цыганской певицей Соней Димитриевич, а также с другими музыкантами семейного клана принимают участие в съемках знаменитого фильма "Братья Карамазовы" по русской классике Ф.Достоевского с участием оскароносного голливудского актёра русского происхождения Юла Бриннера, где они колоритно изображают цыганскую танцевально-певческую труппу дореволюционной России.

В середине 1960-х, Соня, Ляля и Стефан, вместе с несколькими близкими родственниками вновь возвращаются в Западную Европу, в Париж, где к тому времени на музыкальных парижских подмостках уже снова гремят имена их родных, также вернувшихся из Южной Америки брата и сестры Стефана - великолепных цыганских исполнителей - - Алёши и Вали Димитриевичей. В 1968-ом году, по приглашению Ляля Димитриевич с успехом выступает во французском городе Гренобле на открытии 10-х Зимних Олимпийских Игр, и в начале 70-х вместе с мужем-гитаристом Стефаном, отправляется по конктракту в многомесячное гастрольное Турне по Европе. В первой половине 70-х Ляля и Соня Димитриевичи успешно блистают на подмостках многочисленных русских кабачков Бельгии. В 1973-ом году, на известном в те годы лейбле - "Le Chant du Monde" ("Песни народов мира"), специализировавшемся на русской и цыганской культурах (а так же музыке направления "World Music") выходит единственная и бесспорно великолепная пластинка из 12-ти песен в исполнении Ляли Димитриевич - "CHANTS DU PEUPLE ROM" ("Песни цыганского народа") исполненные в сопровождении популярного цыганского Оркестра под управлением Георгия Партох (работавшего со многими знаменитыми исполнителями цыганской культуры 60-70х годов) и сделавшего замечательные музыкальные аранжировки всех композиций альбома, а несколько народных старинных цыганских песен для пластинки обработала сама Ляля Димитриевич.

* В настоящее время многочисленные потомки и родственники музыкального цыганского клана Димитриевичей до сих пор проживают в Буэнос-Айресе. Некоторые из них до сих пор занимаются
музыкой и танцами, а один из представителей семьи даже преподает классические танцы. По не уточнённым сведениям, там же продолжают жить и прямые потомки цыганского барона и великолепнейшего исполнителя цыганско-русских песен и романсов - Алеши Димитриевича, до возвращения в Париж более 20-ти лет прожившего в Буэнос-Айресе (хотя официально считается, что детей у певца не было) и по слухам в настоящее время носят фамилию Кристо.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

П о архивным материалам подготовили Виталий О. и Максим К.
(с) Специально для Форума-сайта "Северная Энциклопедия", ноябрь-декабрь 2009 г.

Прикрепления: 4330430.jpg (105.5 Kb) · 6312616.jpg (186.6 Kb) · 4346283.jpg (43.8 Kb)


Сообщение отредактировал bardist - Среда, 2009-12-02, 09.59.45
 
ГостьДата: Вторник, 2009-12-08, 00.02.32 | Сообщение # 26
Группа: Гости





Цветы перекати-поле

Гуля Королева

Наверно, ни один этнос в мире не известен так широко, и не изучен так мало как цыгане. Закрытость от чужого взгляда, по-видимому, была залогом "устойчивости" (если подобное выражение вообще уместно по отношению к этим вечным путешественникам), залогом этнического выживания. Парадоксальным образом закрытость сочеталась с удивительной готовностью принимать чужое: элементы чужого языка, чужую религию. Где именно проходит граница того круга, куда доступ извне закрыт, где сосредоточены те ценности, поступиться которыми для цыгана равносильно смерти, и что это за ценности? - ответы на эти вопросы, похоже, мало кого волнуют и мало кому известны. К сожалению, в данной статье соответствующего внятного ответа тоже нет, но надеемся, что она, тем не менее, будет небезынтересна читателям. "Цыгане открыты для любой культуры. Они могут расти на любой почве. Они - цветы мира!"

Тамара Череповская, хореограф,
председатель женсовета и вицепрезидент
МОО "Цыганская община
"

РОМА и ГАДЖО

Народ, который у нас в России называют цыганами (в Великобритании - Gypsies ("египтяне"), в Испании - Gitanos, в Венгрии - Cigany-Pharao nepek ("фараоново племя"), в Голландии - Heidens ("язычники"), в Финляндии - Мustalainen ("чёрные")), сам себя называет "рома", (в единственном числе - "ром" и "ромны"). Лексически они противопоставляют себя всем остальным - "не цыганам" ("гаджо") и "начальникам" ("рая").

Цыгане всего мира, а их численность по разным оценкам, составляет от 6 до 10 млн. человек, делятся на 16 этнических групп - русские цыгане, румынские (кэлдэрары), венгерские (лувари), влахи, мануши и так далее. Они проживают во многих странах, даже в Китае. Вот только в Японии их почему-то нет. В Восточной Европе больше всего цыган в Венгрии (400 тыс. человек) и Словакии (300 тыс.человек). В любом государстве рома ведут приблизительно одинаковый образ жизни и соблюдают схожие традиции.

Долгое время цыганский язык рассматривался в Европе как искусственный язык, который якобы выдуман лишь затем, чтобы изолироваться от окружающей среды с целью скрывать свои не всегда легальные занятия. Даже в научных кругах бытовало мнение, что это - не язык национальности, а язык преступной профессии - арго.

Однако в сороковых годах прошлого столетия немецкий филолог А.Ф.Потт убедительно показал, что цыганский язык настолько близок к древнему языку Индии - санскриту и современному языку - хинди, что факты заставляют отнести его к индоарийской группе.

В настоящее время ученые придерживаются мнения, что предки цыган покинули Индию, по-видимому, в конце первого тысячелетия нашей эры. Первоначально они осели в Передней Азии (на территории современного Ирана) и в Египте, а также на восточных окраинах Византийской империи. В начале второго тысячелетия - продвинулись на Балканский полуостров. В начале XV-XVI вв. цыгане расселились по Европе (где первоначально принимались за выходцев из Египта), позднее - по Северной Африке, в XIX веке добрались до Северной и Южной Америки и Австралии. Относительно доброжелательное отношение к цыганам в Европе быстро сменилось преследованиями их как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством. Цыган объявляли вне закона, высылали за пределы государств. Убийство цыгана в некоторые периоды истории не считалось в Европе преступлением. В 1834 году на территории Европейской России насчитывалось 48.247 цыган, большая часть которых проживала в Бессарабии и Новороссии (из собственно русских губерний выделялась Воронежская - 2.586 чел., Курская - 1.200 человек и Московская - 1.200 человек. По переписи 1897 г. на территории Российской Империи обитало 44.600 цыган. Перепись 1926 года насчитывает на территории РСФСР 40.943 цыгана, перепись 1959 -72.488, 1970 - 97.955, 1979 - 121.000. По данным переписи 1989 года в РСФСР проживало 152.939 цыган (это 58.37% всех цыган СССР). Из них 85,7% считали родным - язык своей национальности, 12,56% - русский, 1,65% - другие языки.

"РОССИЙСКИЕ" ЦЫГАНЕ

Первое упоминание о цыганах на территории будущей Российской империи относится к началу XVI века и фиксирует их пребывание на территории Литовско-белорусского государства. Позднее происходит миграция цыган из Польши на северо-запад Украины и из Молдовы и Валахии на южную Украину. Рукописный Азбуковник XVII века гласит "Цыгане есть люди в Польше, а поидоша от немец, на татьбу и на всякое зло хитры".

Появление цыган на территории северной и центральной России документально подтверждается, начиная с XVIII века. К середине XIX века они осваивают всю территорию России, включая Сибирь. С 60-х годов XIX начинается проникновение в Россию новой миграционной волны цыган из Придунайских княжеств и Трансильвании.

Традиционно выделяют две основные группы "российских" цыган. Одни - говорящие на севернорусском диалекте цыганского языка, принадлежащем к балтийской диалектной группе, другие - носители диалекта украинской группы. Именно носителей севернорусского диалекта называют обычно русскими (или балтийскими) цыганами.

В старых сенатских актах сохранилось указание, что в 1733 году цыганам, явившимся в Петербург, было разрешено поселиться в его окрестностях и торговать лошадьми.

В книге М.И.Пыляева "Старый Петербург", изданной в 80-х годах XIX века, содержится следующий пассаж о цыганах: "Цыганское хоровое пение стало входить у нас в моду во времена Екатерины II; первые цыгане-певцы выписаны были чесменским героем, графом А.Г.Орловым, из Молдавии.<…>. Цыгане, живущие в Москве и Петербурге, представляют отдельное, исключительное явление в цыганском мире, они давно уже приобрели себе место в гражданском обществе.<…> В Петербурге цыган селится на Песках, на Черной речке, в Москве живет он в Грузинах; в комнатах у него, когда вы войдете, вас поразит какая-то пустота, <…>, два-три стула, стол-калека, деревянная большая кровать со множеством подушек, пуховиков, несколько грязных ребятишек в запачканных рубашках - вот и весь его домашний скарб".

По словам Пыляева, более славились именно хоры московских цыган, хотя "в конце семидесятых годов в Петербурге явилась Пиша, с замечательным контральто, при типичной цыганской красоте; пение ея отличалось весьма своеобразной щеголеватостью фразировки. Эта певица пела в хоре известного цыганского композитора Родиона Аркадьевича Калабина, в "Ташкенте". Она вскоре сошла со сцены, выйдя замуж за помещика".

ЗЕМЛЯ И ВОЛЯ

Вплоть до середины XX века российские цыгане сохраняли в основном кочевой или полукочевой (проживание зимой в домах и кочевание летом) образ жизни. Поскольку цыгане, как правило, принимают религию страны обитания, соответственно, российские цыгане являлись православными. Однако, по мнению ученых, "их верования представляют собою причудливую смесь поверхностно усвоенных христианских представлений (большое внимание к иконам, частые обращения к православным святым) и некоторых, по-видимому, исконно цыганских мифологических идей (в частности, связь природных явлений с обожествляемой мужской силой)" (А.Ю.Русаков, неопубл.статья). Российские цыгане практически не занимаются ремеслами и четко разделяют мужские и женские традиционные занятия. К первым относятся, главным образом, занятия связанные с лошадьми. Женщины занимаются нищенством и попрошайничеством, а также ворожбой и гаданием. Советский цыгановед А.П.Баранников придерживался мнения, что навыки к ворожбе и гаданию вынесены цыганами из Византии. Общими для мужчин и женщин являются занятия, связанные с музыкой, песнями, танцами.

Как и в других европейских странах, в России делались попытки посадить цыган на землю, приписывая их к казенным или частным крепостным крестьянам или позволяя вступать в мещанское сословье. Особого размаха эти достаточно жесткие меры (сопровождавшиеся, в частности, отнятием у цыган их детей) достигали при Николае I. После Октябрьского переворота цыгане довольно скоро попадают в поле зрения новых властей.

В 1926-1932 гг. был принят ряд постановлений партии и правительства, направленных на приобщение цыган к оседлой жизни. Однако проходило оно малоуспешно. В отчете одного из собраний, состоявшихся тогда в окрестностях Ленинграда и посвященном переходу к оседлости, о кочевых цыганах говорится: "Темный народ! Они нас оседлых не любят. Когда мы их зовем на землю, они не верят, смеются, некоторые кричат: "Собаке сено дать хотят" (цит.: А.П.Баранников. Цыганы СССР.Краткий историко-этнографический очерк.М.:Центриздат,1931.- 88с.). Тем не менее, энное количество цыганских колхозов было в те годы создано, и некоторые из них даже просуществовали до самого начала войны.

Примерно на эти же годы пришлась активная культуртрегерская деятельность советской власти по отношению к цыганам: была разработана система цыганской письменности, издан ряд учебников и книг на цыганском языке, открыт театр "Ромэн", создано несколько образовательных учреждений для цыган (в частности, цыганское отделение педагогического техникума). Однако к концу 30-х годов национальная политика партии изменилась, и вся эта работа была резко свернута, так и не оказав существенного влияния на основную массу цыганского населения России.

ГЕНОЦИД

Как мы уже говорили, недоброжелательное отношение к цыганам существовало в Европе задолго до нацистов. Но последние довели его до "логического конца".

В 1937 г. на базе Национального института здоровья была создана специальная кафедра, которую возглавил психиатр Роберт Риттер. Предполагалось, что кафедра будет заниматься рассмотрением статуса каждого цыгана - жителя Германии. В то время в Германии и в Австрии их насчитывалось около 30 тыс. человек.

Базовая идея была следующей. Небольшую группу беженцев из Индии, от которой и произошли цыгане, составляли истинные индийцы, то есть арии. В последующие века они ассимилировались с криминальными элементами, проживавшими по всей Европе. Так что современные цыгане являются потомками криминальных элементов. Настоящих цыган, истинных потомков ариев, очень и очень немного, и именно их необходимо спасти. Остальные должны пройти стерилизацию и быть помещены в концлагеря, что и было сделано нацистами.

В 1943 г. немецкие цыгане (около 20 тыс.) были отправлены в Освенцим. Там они умерли от голода, болезней или погибли в газовой камере. Однако шесть семей так называемых истинных цыган были спасены. Цыгане, проживавшие на оккупированных немцами территориях, также подверглись массовому уничтожению. Общее число погибших по приблизительным оценкам составляет полмиллиона человек.

В мае 2000 года Санкт-Петербургским обществом "Мемориал" и газетой "Тум-балалайка" был проведен семинар "Преследования цыган в прошлом и настоящем". Мы отсылаем заинтересовавшихся этой трагической темой читателей к "Тум-балалайке" №15/16, где опубликованы материалы майского семинара.

ДВА ПУТИ

В послевоенной Европе можно выделить два пути развития цыганского этноса.
Один вел к формированию слоя образованных цыган, по сути уже находящихся вне рамок традиционного общества, но, тем не менее, озабоченных проблемой сохранения цыганской культуры, цыганского языка, цыганской самобытности и активно рефлектирующих по этому поводу. В этом русле можно, например, упомянуть созданный в 1971 году Всемирный конгресс цыган или Федеральную национально-культурную цыганскую автономию, зарегистрированную Минюстом РФ в марте 2000 года. Другой - позволял цыганским сообществам сохранять традиционные ценности, достаточно широко при этом используя блага цивилизации. Яркий пример - цыгане в Скандинавии, кочующие на "вольво", но придерживающиеся все тех же освященных временем законов.

У российских цыган обе эти тенденции развития также просматриваются, но пресловутый "особый путь России", как пробитая БТР колея, отпечатался поперек и явно доминирует в сегодняшнем пейзаже. На территории Северо-Западного региона в настоящее время (по неофициальным данным) проживает приблизительно 48 тысяч цыган. По данным исследования, проведенного МРОО "Цыганская община" в 2000 году в Псковской области, там проживает 6 тысяч цыганских семей, что составляет, согласно спискам 18,5 тысяч человек. 84% из них прозябают в нищете. Более 57 % цыганских детей не имеют свидетельства о рождении.

(Данные предоставлены председателем МРОО "Цыганская община" Николаем Самулевичем).

Впрочем, вернемся чуть-чуть назад.

Сильный удар кочевому образу жизни цыган был нанесен в октябре 1956 года, когда Президиум Верховного Совета СССР издал Указ "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". По этому указу десятки тысяч цыган были вынуждены выбрать постоянное место жительства (зачастую им становилось место, где указ застиг кочевавший табор). Тем самым, таборная жизнь в ее "классической форме" была на территории России прекращена. Вряд ли это положительным образом сказалось на жизни народа, который по аналогии с "народом Книги", может быть назван "народом Кочевья".

ЦЫГАНСКАЯ ОБЩИНА

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге и Ленинградской области существует несколько мест компактного проживания цыган. Больше всего цыган проживает в Гатчинском районе. Своеобразными цыганскими центрами являются Бернгардовка, Володарка, Вырица, Горелово, Красное Село, Поповка, Стрельна и некоторые другие населенные пункты. (Говорят, в Поповке даже есть цыганский ипподром)

По мнению Николая Ивановича Самулевича, президента межрегиональной общественной организации "Цыганская община, основные проблемы цыганского населения Северо-Запада следующие: безграмотность; нищета (около 90% семей живут по "ту сторону" черты бедности); безработица ("люди лишены возможности заниматься исконными цыганскими промыслами").
Все это вместе создает порочный круг, мешающий успешной социальной адаптации цыган (у многих цыганских детей даже нет свидетельств о рождении, матери не получают детских пособий, старики - пенсий и прочее).

5-6 октября с.г. в Москве проходил Международный круглый стол Совета Европы по проблемам социально-экономического положения цыган в России. На нем присутствовали руководители цыганских общин из Англии, Финляндии, Франции, Швеции и других стран. В работе круглого стола принимал участие председатель Всемирного конгресса цыган Эмил Шука. Н.И. Самулевич выступил там с рассказом о бедственном положении русских цыган. "Самыми активными этническими группировками России являются грузинская, чеченская, азербайджанская, татарская, армянская, курдская, цыганская. <...> Цыганские преступные группировки являются традиционными перевозчиками наркотиков и организаторами продажи наркотических средств. Большое количество цыганских общин (таборов), хорошо налаженная связь между их лидерами, крайне затруднительная работа по контролю за этими группами (ввиду их высокой мобильности) обусловливает их высокую криминогенность".

Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление/ Научное издание.-СПб.: Алтейя, 2000.- С.173-175.

Выход из сложившейся ситуации Николай Иванович видит, во-первых, во внедрении в местах компактного проживания цыган института цыганских уполномоченных (выборных), во-вторых, в создании режима благоприятствия для цыган, желающих заниматься скотоводством.

Он считает, что цыгане подвергаются расовой дискриминации при устройстве на работу, а также со стороны милиции и средств массовой информации.

Действительно, большая часть публикаций, касающихся цыганской проблематики, пестрит "жареными" фактами типа упоминаний табора из Закарпатья, члены которого "обокрали в Санкт-Петербурге японского консула, а в Москве генерала бундесвера", или утверждений, что в Санкт-Петербурге "наркобизнесом заняты три крупных цыганских рода" ("Огонек" №14, 1995).

СВЕТЛЫЕ ПЯТНА

Впрочем, не все так безнадежно.

Например, в школе №462 , расположенной в поселке Александровская, уже много лет существует цыганский хор, а последние два года начал работать кружок цыганской культуры. Среди учеников школы заметное число ребят из семей русских и молдавских цыган, оседло проживающих в поселке. Директор школы Маргарита Васильевна Маршинникова (она работает в школе уже 18 лет) говорит, что поначалу понадобилось много усилий, чтобы цыганские ребята стали ходить в школу, причем не просто отбывать время, а действительно получать нормальное среднее образование - "и по домам ходила, и конфликты из-за бурного темперамента учеников и родителей улаживала". Сейчас в школе учится уже следующее поколение цыганских детей.

А, например, общественная организация "ЭМОС" взяла на себя благородный труд разработать программу медико-социальной помощи цыганским семьям и готова принять активное участие в ее реализации.

Так что будем надеяться, что совместными усилиями удастся и в российских условиях решить одну из самых трудных, на наш взгляд, проблем: с одной стороны, добиться достаточно высокого уровня социальной адаптации цыганского населения, с другой, дать им возможность сохранить свою этническую самобытность.

Не надо забывать, что, если за другими национальными меньшинствами Санкт-Петербурга маячит та или иная "государственность", оказывающая им соответствующую поддержку, цыганам, в этом смысле, рассчитывать не на кого.

Журнал "Пчела" №30 (ноябрь-декабрь 2000)
http://www.pchela.ru/podshiv/30/perekaty.htm

 
ГостьДата: Вторник, 2009-12-08, 00.05.39 | Сообщение # 27
Группа: Гости





ЕХАЛИ ЦЫГАНЕ...

Первое упоминание о цыганах появилось в 1501 году, когда цыганский вожак Василь получил охранную грамоту от литовского князя Александра Казимировича.
Для сохранения самобытности и культуры этого кочевого народа в 1971 году в Лондоне был создан Международный союз цыган.
Международный день цыган был учрежден на конгрессе цыган всего мира, который состоялся 8 апреля 1971 года и собрал представителей 30 стран.
http://www.calend.ru/holidays/4/

Цыгане - потомки выходцев из Индии, с острова Цы и побережья реки Ганг. На цыганском национальном флаге изображены колесо, подкова, звезды, месяц. Колесо символизирует дорогу. Подкова - лошадь. Звезды и месяц - кочующий образ жизни
Цыгане (самоназвание рома), народ (точнее этнические группы, имеющие общность происхождения и языка), живущий во многих странах Европы, Передней и Южной Азии, а также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии. Англичане называют Ц. - Gypsies (египтяне), испанцы - Gitanos, французы - Bohemiens (богемцы), или Tsiganes, немцы - Zigeuner, итальянцы - Zingaros, голландцы - Heidens (язычники), венгры - Cigany. или Pharao nerek (фараоново племя). финны - mustalaiset (чёрные), турки - (Çingerie, (Çingane и др. Численность Ц. по разным оценкам определяется от 2,5 до 8 млн. и даже 10-12 млн. чел. В СССР Ц. 175,3 тыс. чел. (1970, перепись). В годы 2-й мировой войны 1939-45 около 20 тыс. Ц. в Центральной и Восточной Европе были варварски истреблены гитлеровцами. Ц. говорят на цыганском языке, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.
В современной науке окончательно утвердилась точка зрения, согласно которой предки Ц. - выходцы из Индии. Первыми её высказали немецкие учёные Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец 18 в.), А. Ф. Потт (19 в.) и словенский учёный Ф. Миклошич (19 в.).
Цыганская народность сложилась лишь после того, как предки Ц. покинули Индию в конце 1-го тыс. н. э. Возможно, что причиной их исхода из Индии послужили нашествия мусульман. Первоначально осев в Передней Азии, Ц. надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. В 13-15 вв. Ц. распространились сперва по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем - по Северной Африке и по Северной и Южной Америке и Австралии (19 в.). В Западной Европе в начале 15 в. Ц. были встречены доброжелательно. Позднее отношение к ним изменилось, их стали преследовать как бродяг, промышляющих гаданием и попрошайничеством, объявляли вне закона, выселяли за пределы государства или убивали. Лишь в конце 18 в. в отдельных странах Европы к ним стали относиться терпимее. Возникло деление Ц. на оседлых, полуоседлых и кочевых. Кочующий табор Ц. - это группа, продвигающаяся по определённой, традиционно установленной территории и возглавляемая выборным вождём - вайдой. Он является официальным представителем табора перед административными организациями той страны, где кочует группа Ц., он же вершит суд по внутренним конфликтам. Положение женщины в таборе приниженное. Она подчиняется отцу, потом мужу, на ней лежат заботы о полном обеспечении семьи пропитанием. Оседлые и полуоседлые Ц. исполняют церковные обряды тех народов, среди которых они живут, и легко меняют своё вероисповедание при переселении. Кочевые Ц. придерживаются традиционных суеверий и обрядов. Значительная часть Ц. сохранила свои исконные занятия (обработка металла, дерева, плетение корзин, коневодство, гадание) и искусства (музыка, пение, танец, акробатика, дрессировка животных).
В Россию Ц. попали двумя путями: южные - через балканские страны (15-16 вв.), северные - через Германию и Польшу (16-17 вв.). До Октябрьской революции 1917 Ц.-мужчины, жившие в городах, занимались преимущественно барышничеством (мена и продажа лошадей), женщины - гаданием; кочующие Ц. - главным образом попрошайничеством и гаданием, частично кузнечным делом и лужением. Ц., обосновавшиеся в Петербурге и в Москве (с 30-х гг. 19 в.), жили оседло, большая часть их входила в состав хоровых ансамблей.
После Октябрьской революции 1917 был издан ряд постановлений ЦИК и СНК СССР, в том числе от 1 октября 1926 "О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудовому и оседлому образу жизни" и др. В 1931 в Москве был открыт цыганский театр "Ромэн". В годы Великой Отечественной войны 1941-45 Ц. сражались в рядах Советской Армии и партизанских отрядах.
5 октября 1956 был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством". Часть Ц. перешла к оседлому и трудовому образу жизни. В СССР Ц. наравне с др. народами имеют право на получение среднего и высшего образования, могут выбрать любую профессию. Однако не все пользуются этими правами.
С 60-х гг. 20 в. во многих странах, где живут Ц., принимается ряд мер по улучшению их правового положения. Возникли организации, занимающиеся вопросами повышения социально-экономического и культурного уровня Ц., например во Франции - "Международный комитет цыган" (Comité international Rom, с 1971); в Великобритании - "Институт современных исследований и документации о цыганах" (Institute of Contemporary Romani Research and Documentation); в Америке - " Международный цыганский комитет в Америке" (Komitia Lumiaki Romani and"e Amerika); в Индии - "Индийский институт цыганологии" (The Indian Institute of Romani Studies, 1973) и др. 8-12 апреля 1971 в Лондоне состоялся Международный конгресс цыган; 25-27 марта 1976 в Чандигахре (в Индии) - Международный цыганский фестиваль.
Лит.: Герман А. В., Библиография о цыганах. Указатель книг и статей с 1780 по1930, гг., М., 1930; Pott А. Г., Die Zigeuner in Europa und Asien, Bd 1-2, Lpz., 1964; Mikiosich F., Über die Mundarten und die Wanderungen der Zigeuner Europas, W., 1872-80; A catalogue of the Gypsy books collected by R. A. Scott Macfie, Liverpool, 1936; Voux de Foletier F. de, Mille ans d"histoire des Tsiganes, [P., 1970]; Black G. F., A Gypsy bibliography. Ann Arbor (Michigan), 1971; Catalogue of the Romany collection formed by Me Grigor Phillips D. U., Edinburgh, 1962. "Journal of the Gypsy lore Society", old series, 1888-92, v. 1-3, new series, 1907-1916, v. 1-9, third series, Edinburgh, 1922-, v. 1-; "Etudes Tsigines", P., 1955-; "Roma", Chandigarh, 1974-, v. 1-.
http://encycl.yandex.ru/ Большая Российская энциклопедия

До нашего времени существовало множество мифов и легенд о происхождении цыган. Самая, наверное, распространенная из них эта то, что цыгане - потомки жителей канувшей в небытие Атлантиды. Хотелось бы верить... Красивая легенда, но, конечно, все это идет от незнания мировой истории, незнания культуры цыган, языка, нравов, обычаев. В наше время, на рассвете информационных технологий и приличного количества ресурсов, уже не секрет ни для кого, что цыгане это выходцы из Индии. Из какого района, провинции, местности можно спорить долго и безрезультатно. Специалисты утверждают, что индийские группы начали свое качевье в результате экономического кризиса в Индии. Это группы, в основном, ремесленников, артистов, торговцев, начавшие свое качевье не позже VI века. Существует мнение, что цыгане произошли от индийской касты "Дом", в последствии название, которой трансформировалось в общеизвестное "Ром", откуда и пошло самоназвание всех Ромских этногрупп. Как повлиял экономический кризис индии на распространение цыган в мире? Ответ прост... Предкам цыган осталось слишком мало места для существования и ведения своего промысла. Даже в нынешнее время артисты не могут существовать без гастролей, торговцы переезжают на новые места, если спрос на их товар упал, производители продают свой товар в разные страны мира. Возможно, кто-то спросит: " А почему только предки цыган тогда начали кочевье?". Но ответ на этот вопрос я уже дал... Экономический кризис...Состоятельным людям необязательно скитаться для того, чтобы прожить, ромские же группы осваивали новые пространства в небольших количествах, тем и обусловлено столь долгое их распространение. Изучая историю цыган необходимо провести анализ формирования цыганского языка. Чуть ли не треть лексики цыганского языка общая с санскритом, что в очередной раз подтверждает индийское происхождение цыган. Из этого анализа можно проследить путь распространения цыган позаимствованным словам из других языков. Существенное влияние на цыганский язык оказали персидский и греческий языки. Прежде чем довольно-таки крупные группы цыган обосновались в Византии (это территория современных Турции, Албании, Болгарии, Греции и др. стр.) они прошли через Персию. На Балканах ромы осели большими группами и надолго (300-500 лет). Это связано с политикой Византийской империи, которая цыган не только не гнало, а еще и способствовала развитию их промысла. Византия было православным государством; множество цыган приняло христианство. Но в начале XV века территория Византии значительно сократилась вследствие военных действии, после чего многие ромы начали уходить в Западную Европу, хотя большинство все равно осталось на Балканах. Османская империя, возникшая позже на месте Византии, тоже относилась к ромским группам должным образом и способствовала развитию их промысла. Хотя в Османской империи проповедовался ислам, но меньше четверти цыган, оставшихся на Балканах, его приняли; большинство осталось верным христианству. Цыган, откочевавших на Запад, ждала нелегкая участь, т.к. странам Западной Европы они были совсем не нужны; цыгане были объявлены там "вне закона". Ромские группы были для всех бродягами и попрошайками. Многих убивали, многих клеймили, пытаясь изгнать со своих земель. Безусловно, гонения на цыган оставили огромный оттиск в их психологии, приучив не доверять никому, кроме самих себя, сплотив их и научив выживать в самых трудных ситуациях. В начале XVIII века цыгане появились в России, где с их появлением не вводилось антицыганских законов. Это связано с тем, что цыгане пришли в Россию позже, чем в Европу, в которой гнев на цыган к тому времени утих, а политика России была направлена на европейский образ жизни. Первые цыгане современной группы "Русска Рома" пришли в Россию через Польшу и, как следствие, оказались в первом для них крупном городе,Санкт-Петербурге. Позже появились и другие ромские группы, зашедшие со стороны Балкан. Время идет и в нашем цыгане оказались разбиты по всему миру на разные этнические группы, отличающиеся друг от друга некоторыми обычаями, диалектами, воспитанием и другими факторами. Существует большое множество ромских групп в мире, например, "польска рома"-польская группа, "латфитска рома"-латвийская группа, "литоуска рома"-литовская группа, "калэ"-испанская группа, "синти"-немецкая группа, "романичел"-английская группа и мн. др. Вероисповедание цыган также окружено мифами... Некоторые гаджё ( не цыгане) считают, что цыгане покланяются своим языческим богам, некоторые считают, что цыгане меняют свою веру в зависимости от окружающей их среды... Но это все сказки... Да, не все ромские группы принадлежат одной вере. Это зависит от того, в каком обществе они проживают: христианском или мусульманском. О языческих обрядах нет даже разговора. Да, конечно, они существовали, но разве у русских была своя определенная религия до принятия христианства? Нет... Были языческие обряды. Теперь некоторые цыгане относятся к своей вере очень трепетно; будь то ислам, будь то христианство, теперь эта вера и Их тоже! Хотелось бы, чтоб окружающие видели современных цыган не только в бедных людях, просящих себе на хлеб, или преступниках, но и окружающих людях, грамотных и образованных. А ведь если они и есть рядом, то они скрывают, в большинстве своем, национальность из-за сложившегося о них мнения!
http://romanes.narod.ru/history.html

Цыганский язык, язык цыган. Относится к новоиндоарийской группе индоевропейских языков. Сложился в условиях изоляции от близкородственной индо-арийской языковой среды, сохранив основной лексический фонд древнеиндоарийских языков и типологическую близость со среднеиндийским и новоиндийским языками. Основные черты в области фонетики: оглушение звонких аспират: gh > kh, dh > th, bh > ph, ослабление аспирации: ch > с, th > t, bh > b, децебрализация: > r, > r, h > r, > s, > št, оглушение аффрикат: j > с и др. В области морфологии: превращение послелогов в новую падежную флексию, противопоставление основы прямого падежа основе косвенных, отсутствие у неодушевлённых имён существительных форм винительного падежа, появление сложных форм будущего времени и др. Этнические группы цыган, пройдя разный миграционный путь, говорят на различных диалектах, в большей или меньшей степени подвергшихся влиянию окружающих языков в области лексики, фонетики и синтаксиса. Длительное пребывание на территории Византии способствовало проникновению в Ц. я. некоторых черт, общих для всех языков, распространённых: на Балканах: артикль, способ выражения форм инфинитива и др.
Лит.: Вентцель Т. В., Цыганский язык, М., 1964; Вентцель Т. В., Черенков Л. Н., Диалекты цыганского языка, в сборнике: Языки Азии и Африки, кн. 1, М., 1976; Сергиевский М. В. (сост.), Цыганско-русский словарь, М., 1938; Turner R. L., The position of Romani in Indo-Aryan, L., 1927; Kochanowski J., Gypsy studies, v. 1-2, New Delhi, 1963; Wolf S. A., Grosses Wörtebuch der Zigeunersprache (Romani tšiw), Mannheim, 1960; Rishi W. R., Multilingual Romani dictionary, Chandigarh, 1974.
Т. В. Вентцель.
Материалы предоставлены проектом Рубрикон
http://encycl.yandex.ru/cgi-bin....age=bse

Алфавит цыганского языка
В 1927 г. для цыганского языка в СССР и России (для северно-русского диалекта, собственно, московского) была разработана письменность на базе русского алфавита. Такой была первая попытка создать единый для России цыганский литературный язык. Письменность на цыганском языке, как пишет Вадим Торопов, была узаконена 10 мая 1927 г. письмом наркома просвещения А.В. Луначарского к Всероссийскому союзу цыган за № 63807. Для особых цыганских звуков были приняты обозначения: дж, ґ (с "носиком"), кх, пх, тх. Главное правило этой письменности - пиши, как слышишь. Например: зор - сила, зуралэс - сильно. Понятно, что такое решение было оптимальным для языка со множеством говоров.
Приведем принятый тогда алфавит, включавший 32 буквы.
ЦЫГАНСКИЙ АЛФАВИТ (по "Цыганско-русскому словарю" 1938 года):
А а, Б б, В в, Г г, Ґ ґ, Д д, Е е, Ё ё, Ж ж, З з, И и,Й й, К к, Л л, М м, Н н,
О о, П п, Р р, С с, Т т,У у, Ф ф, Х х, Ц ц, Ч ч, Ш ш, ы, ь, Э э, Ю ю, Я я.
Более детально история создания цыганской письменности и события 1920-30 гг. освещены в следующих изданиях:
Торопов В.Г. История изучения цыганского языка в России // Цыгане. Сб. статей. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1999. - С. 16-26.
Ром-Лебедев И.И. От цыганского хора к театру "Ромэн". - М.: Иск-во, 1990. - 271 с. / С. 159 сл.
http://www.primavista.ru/dictionary/abc/gipsy.htm

http://nellija.sitecity.ru/stext_0704122559.phtml

 
ГостьДата: Пятница, 2010-08-13, 12.01.50 | Сообщение # 28
Группа: Гости





Рецензия на изданный СД-диск с альбомом Ляли Димитриевич.
5 августа 2010

О самой Ляле Димитриевич и этой пластинке ходили самые разные разговоры и слухи, копии очень плохо качества есть на руках коллекционеров уже многие годы, но вот, то ли пираты, то ли некая фирма выпустила эти виниловую пластинку на CD. Разумеется, вещь исключительно коллекционная и на любителя цыганских романсов. Ляля поет с очень сильным акцентом и кое-что вообще не разобрать, ну, это такая манера, а вообще – низкий поклон тому человеку (или компании), кто сел и скрупулезно перевел этот альбом в цифру и профессионально отреставрировал. Отлично слышно каждый инструмент, каждую гитару, каждый звук и каждый вздох, и голос певицы.
Оригинальная пластинка выпущена компанией «Le Chant du Monde» по всей вероятности в 1960-х годах (позднее уже ставили год выпуска), но на конверте этой пластинки он не указан. Обложка CD полностью повторяет полиграфию винила. Запись сделана в Париже с ансамблем п/у Георгия Партох, который и сделал аранжировки для этой записи. Аранжировки не замысловатые, но по своей сути и по своему настроению они – отражение того жанра и стиля, который исполнялся именно в те годы в русских ресторанах Парижа и, наверное, всей Европы.

Автор: Михаил Дюков

 
bardistДата: Понедельник, 2012-07-09, 07.56.45 | Сообщение # 29
Генералиссимус
Группа: Пользователи
Сообщений: 1281
Статус: Offline
Lalia Dimitrievitch - "Chants du peaple ROM" (1973)



формат: МР3 320 кбит/с
размер: 95 МВ

01. Romani Rati (Что за ветер в степи молдаванской)
02. Diamantsi (Цыганская песня)
03. Ierali (Ехали цыгане)
04. Taborna split (Табор наш спит)
05. Dado (Цыганская песня)
06. La danse des deus guitares (Инструментал)
07. Pasa Ves (Иноходец)
08. So kurke po pai pirdem (Цыганская песня)
09. Gilaben le Roma (Зачем было влюбляться)
10. Gilaben le Roma (Пойте цыгане)
11. Diklem suno tchare papinergo (Цыганская песня)
12. Tchelmi vestri (Сто верст)

Обновленная ссылка: http://narod2.yandex.ru/disk....ar.html

релиз Georgy50
Прикрепления: 8870735.jpg (228.7 Kb)
 
Форум » <<<~~~~~~ СЕВЕРНЫЙ ФОРУМ ~~~~~~>>> » ~Исполнители эмиграции: биографии и альбомы~ » Исполнители эмиграции: Ляля Димитриевич (Ссылка на альбом + статьи)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
Новый ответ
Имя:
Текст сообщения:
Опции сообщения:
Код безопасности:


Сделать бесплатный сайт с uCoz